Почти до ночи 15 января рубились из-за квот на рыбу на совещании в Минэкономразвития под председательством Германа Грефа представители семи субъектов Федерации. Против Госкомрыболовства и губернатора Приморского края, а также поддерживающих их позицию губернатора Камчатки и представителя Сахалинской области выступала четверка желающих получить больше приморской рыбы – уполномоченные администраций Хабаровского края, Магаданской области, Чукотского и Корякского автономных округов, закоперщики новой волны холодной войны дальневосточных рыбаков из-за квот на 2003 год.
Несмотря на высокоразвитую инфраструктуру рыбной отрасли в Приморском крае (чего не скажешь о соседях–ревизионистах), глава Минэкономразвития поддержал идею рыбного передела, а внявший его доводам премьер-министр решил удовлетворить претензии четырех соседних субъектов на увеличение рыбных квот за счет рыбаков Приморья, что и было зафиксировано в распоряжении правительства от 31 декабря 2002 г. Это вызвало взрыв недовольства и акции рыбацких протестов в крае. Посыпались гневные письма президенту страны, премьеру и в органы законодательной власти.
Сообщениями об этом были полны местные и центральные средства массовой информации. И такое развитие событий было абсолютно прогнозируемым, поскольку рыбаки остаются без рыбы и заработка, значит, семьи будут голодать. Так что своим решением правительство превратило дележку квот в вопрос политический. Накануне заседания у Грефа ситуацию пытались разрешить у его первого заместителя Ивана Матерова. Без толку.
При этом в недрах правительства кто-то настолько сильно осерчал на позицию Госкомрыболовства, защищающего интересы рыбаков Приморья, что инспирировал появление в СМИ информации о якобы личной заинтересованности председателя ГКР Евгения Наздратенко в сохранении приморцам уловов. И даже назвал цену «интереса»: ни много ни мало – десятки миллионов долларов! Видимо, кому-то очень выгодно замутить воду – в ней ловить рыбку сподручнее. На самом деле, все очень просто, как коробка из-под ксерокса. Минэкономразвития, чтобы оправдать дальневосточный рыбный передел, разработало восемь критериев, по которым должны определяться квоты регионов.
В числе этих критериев один из основных – наличие развитой инфраструктуры, необходимых мощностей по добыче и переработке рыбной продукции. И в этом Приморье значительно опережает четверку «передельщиков», перед которыми, кстати, еще Камчатка и Сахалин. Как сказал вице-губернатор Сахалинской области Сергей Подолян, «ресурсная база Сахалинской области и Приморского края (по количеству флота, рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий) составляет 85 процентов всей ресурсной базы ДВФО. Выбросить на улицы очередную партию дальневосточных рыбаков, оставить без работы флот и опустошить морские порты – не лучшее решение проблемы».
Если говорить о позиции Минэкономразвития по отношению к рыбакам Дальнего Востока, есть еще один любопытный и определяющий момент. Все валютоемкие объекты промысла (такие, например, как крабы и креветка), уже третий год полностью изымаются правительством на аукционы. В 2003 году впервые почти полностью изъяты на аукционы и промышленные квоты на треску. Из-за слишком долгого утверждения квот рыбаки не смогли вовремя спланировать свою работу на этот год. Как известно, в конце декабря в Москве состоялись рыбные аукционы. И дальневосточные рыбаки поехали на аукционы покупать ресурсы, не зная, сколько им будет распределено промквот. Именно эта ситуация определила запредельные цены на лоты на последних аукционах прошлого года, и рыбаки расхватывали лоты по любой цене, боясь остаться в 2003 году без ресурсов.
На последнем совещании у Грефа, в котором приняли участие зампредседателя Госкомрыболовства Юрий Москальцов, весьма авторитетный профессионал для дальневосточных рыбаков, и главы администраций заинтересованных территорий, было решено, что новую методику раздела промквот реально разработать только к концу полугодия. Так, может быть, Минэкономразвития следовало бы все же сначала всесторонне изучить вопрос, а не принимать решения, следствием которых стали безработный флот, опустошенные морские порты, испорченные взаимоотношения между дальневосточными регионами и гневные рыбацкие митинги на улицах приморских городов?
Михаил Матросов, специально для «Владивостока», г. Москва
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.