Российское оружие не устраивает даже Индию
Российские оборонщики, что греха таить, возлагали не малые надежды на визит индийского министра обороны Джорджа Фернандеса. Однако Фернандес всех обломал — не подписал ни одного контракта. А ведь накануне его визита российские СМИ туманно намекали о том, что он пренепременно заключит контракты на лицензионное производство подлодок "Амур-1650" и на поставку систем залпового огня "Смерч". Вместо этого стороны ограничились подписанием межправительственного протокола по развитию двустороннего военно-технического сотрудничества.
Однако оказывается, не все для российской оборонки потеряно. Не секрет, что в результате российских экономических реформ у нас в стране ужасно подешевели "мозги". Это же надо — в России один из самых дешевых в мире НИОКР! Более того, лицензии на уникальные разработки в области ракетостроения, стрелкового оружия, авиации и др. сегодня продаются алчным иностранцам буквально за гроши. Вот и Индия решила по дешевке разработать себе у нас оружие нового поколения.
В подписанной декларации имеется немало весьма любопытных пунктов. В частности, Индия собирается участвовать в "совместной разработке самолета пятого поколения". Причем Джордж Фернандес обсудил этот вопрос не только с российскими ответственными чиновниками, но и с руководством ОКБ "Сухой".
К слову сказать, даже на такое сотрудничество Россия сегодня согласна. Однако главный интерес кроется в том, чтобы индусы, так сказать, профинансировали программу "в основном" за свой счет, а новый самолет остался и нам. К тому же, ситуация осложняется тем, что никогда в России не проводили настолько масштабные разработки при участии иностранного государства. Ответственные лица Минобороны, к примеру, в полной растерянности. Государственную тайну необходимо хранить как зеницу ока, однако о какой тогда совместной разработке может идти речь? Однако покупать имеющееся российское оружие Индия, похоже, уже устала. Да и сколько можно торговать разработками 70-х годов прошлого века? А на разработку нового оружия, несмотря на увеличение военного бюджета, денег не было, и нет.
Да и сам предмет разработки — истребитель пятого поколения — пока не больше чем абстрактный технологический термин. Считается, что после второй мировой войны в мире сменилось четыре поколения боевых самолетов. Хотя некоторые технологические решения, найденные в конце прошлого века, вполне можно считать отдельными элементами этого "идеального летающего убийцы" будущего.
Пока по мысли авиационных теоретиков, пятое поколение истребителей должно обладать крейсерской сверхзвуковой скоростью, малой заметностью в радиодиапазоне (технология Stealth), способностью атаковать множество целей одновременно, сверхманевренностью и массой других характеристик, качественно расширяющих их боевые возможности. В мире пока создан только один самолет подобного класса — американский F-22 Raptor, но и он, по призна6ниям американских конструкторов и военных, не вполне соответствует всем требованиям. В США также работают над более легким истребителем пятого поколения, которому присвоено кодовое наименование F-35.
Следует отметить, что СССР приступил к созданию пятого поколения примерно тогда же, когда и США — в середине 80-х годов прошлого века. Однако в связи с распадом Советского Союза и начавшимися экономическими реформами все работы в этом направлении были свернуты и заморожены на неизвестное время. Только в 1997 году АВПК "Сухой" поднял в небо собственный прототип самолета пятого поколения — С-37 (впоследствии переименован в Су-47). В 2000 же году произведен первый полет подобной модели корпорации МиГ — МФИ (многофункциональный фронтовой истребитель). В результате массы "подковерных" конкурентных интриг грант на разработку истребителя пятого поколения достался АВПК "Сухой". Предполагается, что начало летных испытаний чудо-машины начнется в 2006 году, а уже в 2010-м — начнется ее серийное производство.
Однако пока эта программа финансируется государством только частично. Власти пообещали выделить на разработку 1,5 млрд. долларов, однако в последствии как всегда об этом забыли. Причем эта сумма должна была уйти лишь на изготовление четырех испытательных прототипов. На всю же программу требуется, как минимум в пять раз больше. Производственная программа, рассчитанная на выпуск 500 истребителей примерной стоимостью по 50 млн. долларов каждый и вовсе требует нереальных для России средств в 25 млрд. долларов. Для сравнения: американская программа F-22 стоила 22 млрд. долларов. В этом смысле финансовое участие в разработке Индии, возможно, позволило перевести эту проблему из разряда утопических в разряд реально осуществимых.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.