Началось банкротство самого блистательного банка "Эпохи Ельцина"
Сейчас, если спросить на улицах российских городов о банке "СБС-Агро", а тем более, о банке "Столичный", то девять из десяти пешеходов, пожалуй, и не вспомнят, что это было, когда это было. А между тем, до кризиса 1998 года "СБС-Агро" входил в пятерку крупнейших российских банков. Его обязательства составляли 53 млрд. рублей. Он был вторым после Сбербанка по числу вкладчиков — в его филиалах держали свои деньги свыше 1 млн. частных вкладчиков. Само известие, что этот банк "жив" до сих пор может изрядно удивить человека неподготовленного. А, между тем, Центробанк ликвидировал лицензию "СБС-Агро" на осуществление банковских операций только 16 января. И только сегодня Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) объявило о начале процедуры его банкротства. И это при том, что фактически банк не существовал с конца 1998 года.
О начале инициации процесса "СБС-Агро" сообщил сегодня генеральный директор АРКО Александр Турбанов. По его словам, возможности банка по расчетами с кредиторами на сегодняшний день исчерпаны. На человеческом языке это означает, что все деньги, которые можно было вернуть, вернули. Больше ни копейки не будет. Поэтому в минувшую пятницу АРКО направило в Московский арбитражный суд иск о признании банка банкротом. Процедура банкротства банка не должна затянуться больше чем, на полугод.
Между тем, "СБС-Агро" остался должен частным вкладчикам около 470 млн. рублей и 42 млрд. кредиторам-юрлицам. В основном, предприятиям агрокомплекса России. Небольшую часть средств кредиторы, по мнению главы АРКО, все же смогут "выжать" в ходе процедуры банкротства.
Пожалуй, не было в "Эпоху Ельцина" более громкого и более напористого банка, чем банк "Столичный". Всем-то он занимался, и все-то у него получалось. Главную роль, играла, конечно, личность основателя, в начале 90-х годов очень вовремя оказавшегося в "ближайшем" окружении первого президента России Бориса Ельцина. Рассказывают, что Борис Николаевич охотно выслушивал жалобы и "компроматы" на Смоленского. Но никаких мер не предпринимал. Более того, как только возникла реальная угроза, что Генеральная прокуратура вот-вот заведет на главу "Столичного" серьезное уголовное дело, Борис Николаевич тут же публично наградил Александра Смоленского орденом Дружбы народов. После такой демонстрации руководство генпрокуратуры в ужасе отступилось. И бизнес Смоленского продолжался.
Примечательно, что в 1997 году, благодаря своим личным связям в высших политических кругах России Александр Смоленский умудрился фактически "за так" проглотить государственный "Агробанк". По некоторым данным, перед президентскими выборами 1996 года большая часть активов банка "Столичный" была выведена за рубеж, и уже в страну не возвращалась. Проведенная после выборов аудиторская проверка установила, что дела банка плохи, и он фактически не далек от банкротства. Результаты этой проверки, естественно, были доступны депутатам Госдумы. Однако, несмотря на героическое сопротивление депутатов, глава "Столичного" смог добиться, чтобы щедрые бюджетные кредиты на "подъем сельского хозяйства" оказались именно в "Агропомбанке", которым уже распоряжался "Столичный". Тогда-то банк и стал называться "СБС-Агро".
По данным Комиссии по валютному контролю при правительстве РФ (в 1998 годуликвидирована кабинетом премьер-министра Евгения Примакова), большая часть этих кредитов также была выведена в оффшоры, после чего через несколько "прачечных" переведена на счета банка "Первый ОВК", который также контролировал Александр Смоленский. После чего "СБС-Агро" "просел", а возмущенные депутаты-аграрии закидали правительство депутатскими запросами о судьбе исчезнувших бюджетных кредитов. Впрочем, этих денег российские сельхозпроизводители так и не увидели.
Еле-еле дожив до лета 1998 года, "СБС-Агро" стал окончательно "валиться", еще до "официального" объявления дефолта. Однако Центробанк и Минфин во время дефолта все равно отвалили "СБС" немаленький "стабилизационный" кредит. Мотивация была самая, что ни на есть серьезная — если упадет "СБС-Агро" российское сельское хозяйство останется "без подъемных". Однако и эти деньги также куда-то "сплыли". Забавно, но замначальника главного территориального управления ЦБ по Москве Александра Алексеева до сих пор пытаются судить за предоставление того кредита "СБС-Агро".
А сам Смоленский тогда немедленно сбежал в Вену (Австрия) и отказывался возвращаться до получения гарантий против уголовного преследования. Когда, благодаря помощи тогдашнего председателя ЦБ Сергея Дубинина, такие гарантии были банкиром получены, он вернулся на Родину и занялся поиском денег для выплат кредиторам банка. И созданием новой банковской империи.
Тогда российские СМИ либеральной направленности пестрели трогательными публикациями о том, как Александр Смоленский — "человек, потерявший все" - скромно трудится гендиректором "небольшого" банка "ОВК" и ездит на работу на "простой "Волге". Труды "честного" банкира, явно не пропали даром. Банк "ОВК" оплел сетью своих филиалов всю страну, а конце 2001 года Александр Смоленский (тогда — глава холдинга "Финансово-промышленная федерация") снова открыл в Москве банк "Столичный".
Между тем, большая часть долгов "СБС-Агро" так и осталась не выплаченной. Как рассказал глава АРКО Александр Турбанов, после кризиса 1998 года, вкладчики банка могли вернуть не более 40% своих вкладов. Остальные кредиторы реально могли бы не получить вообще ничего. Если бы не АРКО. Активы "СБС-Агро" на тот момент оценивались всего лишь в 3,5-5 млрд. рублей. Поэтому агентство не стало банкротить "СБС" и не попросило у ЦБ отзыва его лицензии. АРКО занялось его реструктуризацией.
По словам главы АРКО, в ходе реструктуризации оспаривались сомнительные сделки банка, благодаря судебным процедурам удалось вернуть часть дебиторской задолженности. В итоге в "копилку кредиторов" удалось вернуть около 3,5 млрд. рублей. К счастью, в феврале 2001 года с кредиторами удалось заключить мировое соглашение. Благодаря этому потери вкладчиков сократились примерно в три раза. Всего частным вкладчикам вернули 5,4 млрд. рублей. 130 млн. рублей были возвращены Сбербанку России по залогу. Погашены также 350 млн. рублей по обязательным платежам в бюджет. И это все. После окончания процедуры банкротства уже ни один из кредиторов "СБС" не сможет вернуть ни копейки.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.