Это случилось почти 17 лет назад: в Саргассовом море затонула наша подводная лодка К-219. Причины ее гибели так же загадочны, как и причины гибели "Курска". Но почему-то все время приходит в голову версия, озвученная в "ПРАВДЕ.Ру" 12 августа прошлого года, во вторую годовщину гибели "Курска": причиной гибели АПЛ стало столкновение (может быть, и так называемое "боевое", с применением оружия?) с "чуждым" подводным объектом. Эта версия не дает покоя многим российским подводникам... В свое время мне пришлось служить в знаменитой 19-й дивизии атомных подводных ракетоносцев в Гаджиево — в той самой, к которой была приписана погибшая 219-я. Роковое совпадение: тогда 19-дивизией командовал боевой, уважаемый на флоте, грамотнейший подводник В.А. Попов. И он же командовал Северным флотом, когда погиб "Курск"... После "Курска" его "ушли". Сейчас он член Совета Федерации от Мурманской области.
Взрыв на АПЛ
Сообщение ТАСС. 4 октября 1986 года. "На советской подводной лодке с баллистическими ракетами на борту в районе примерно 1000 км северо-восточнее Бермудских островов в одном из отсеков произошел пожар..." Утро 3 октября не предвещало неожиданностей. Подводная лодка К-219 находилась в автономном плавании около 30 суток. После всплытия на сеанс связи и определение места ПЛ из перископного положения ушла на глубину. И вдруг в одну из ракетных шахт по левому борту хлынула вода. Лодку потряс взрыв — забортным давлением раздавило корпус ракеты. Вода стала поступать в отсек. Три человека — командир ракетной боевой части капитан 3-го ранга А. Петрачков и два матроса-ракетчика погибли сразу. В 5 часов 38 минут по московскому времени на подводной лодке, находящейся за тысячи миль от Москвы, была объявлена аварийная тревога. Экипаж отработал четко. Лодка всплыла. К 6.45 экипаж смог уменьшить распространение вредных примесей из аварийного четвертого в другие отсеки. Но несмотря на это по лодке все-таки расползался туман светло-оранжевого цвета -- через поврежденные магистрали и трубопроводы. Ядовитый туман. Дело в том, что компоненты ракетного топлива, попавшие в 4-й отсек, смертельно ядовиты для человека. Многие моряки отравились парами окислов азота. Местами уровень загрязненности превышал предельно допустимый в 2--3 тысячи раз. Было предпринято несколько попыток слить компоненты топлива и прокачать забортной водой ракетную шахту. Но основные специалисты-ракетчики погибли при взрыве. Задача осталась невыполненной... В 6.58 в четвертый отсек вошла аварийная партия. Удалось вынести тела погибших. В 7.25 началось вентилирование 4, 5 и 6-го отсеков в атмосферу. Но лодке как огромному живому организму было тяжело -- и от перегревшихся переборок 4-го отсека, и от поступившей в прочный корпус воды, тянувшей ее в бездну. Лодке было тяжело... Экипаж боролся за спасение корабля уже около четырнадцати часов, когда из 6-го отсека в центральный пост поступил доклад: в 5-м отсеке пожар, появился черно-бурый дым. Через пятьдесят минут после этого сработала аварийная защита реакторов. При срабатывании аварийной защиты компенсирующие решетки (КР), заглушающие реактор, автоматически должна опускаться вниз. Однако КР вниз не пошли, "зависли". На двигатели их приводов не поступало электропитание. С того момента, как сработала аварийная защита и стало ясно, что подать питание на приводы КР не удастся, борьба за живучесть ПЛ стала приобретать несколько иной характер; все поняли: самое главное -- заглушить реактор. "Указ Президиума Верховного Совета СССР. 23 июля 1987 года... За мужеством отвагу, проявленные при выполнении воинского долга, наградить орденом Красной Звезды Преминина Сергея Анатольевича, матроса (посмертно)..." О той критической ситуации на аварийной 219-й специалисты, разбиравшие обстоятельства аварии, потом напишут четко и без эмоций: "В целях обеспечения ядерной безопасности реактора для ручного опускания его компенсирующих решеток в 7-й отсек трижды вводились специалисты электромеханической боевой части". Одним из этих специалистов был командир группы дивизиона движения старший лейтенант Николай Беликов, другим — матрос Сергей Преминин, спецтрюмный. его подчиненный. Командир лодки капитан 2-го ранга Игорь Британов знал, что на них можно положиться. Не подведут. В центральном посту стояла непривычная тишина. Ждали сообщений береговые узлы связи. Ждали сообщений ТАСС редакционные телетайпы. У телефона с гербом на вертушке ждал Михаил Сергеевич, еще пока при власти, даже не предполагающий, что будет со страной и с ним самим через несколько лет. Ему было тревожно. Было из-за чего нервничать. 11 октября должна была состояться встреча с Рональдом Рейганом в исландском Рейкьявике. А тут буквально в двух шагах от Америки -- по океанским, конечно, масштабам -- плавучий Чернобыль... Первым в 7-й отсек зашел командир группы Н. Беликов. Спустился в аппаратную выгородку, на крышку реактора. Отвернул контровую гайку на одном из приводов ручного опускания КР. Вставил специальный ключ, похожий на ручку здоровенной мясорубки. И — крутить, крутить не останавливаясь. Температура в аппаратной повышалась. Первая решетка опущена. Из последних сил Беликов выходит в 8-й отсек и теряет сознание. Придя в себя, уходит обратно в реакторный отсек уже вместе с Премининым. Офицер и матрос вместе опускают на нижний концевик еще две решетки. И опять, поддерживая друг друга, выходят в восьмой. Беликов теряет сознание. И матрос Сергей Преминин уходит обратно в реакторный уже один. Уходит навсегда. Можно только догадываться, что он испытывал, стоя на горячей крышке реактора в тяжелом защитном костюме. Ясно, что все силы и мысли были направлены только на одно -- крутить рукоятку ручного привода. Иначе чертова атомная "мясорубка" перемелет и его самого, и экипаж, и лодку, и весь этот Бермудский треугольник... Решетки опущены. Сергей поднимается на верхний ярус аппаратной выгородки и говорит в переговорное устройство: "Докладывает матрос Преминин. Последняя решетка опущена. Реактор заглушен. Выброса нет. Иду на выход". "Сообщение ТАСС. 7 октября 1986 года. Реактор заглушен. По заключению специалистов, возможность ядерного взрыва и радиоактивного заражения исключается". Облегченно вздохнули в центральном посту. С пульта ГЭУ подтвердили: все лампочки-указатели нижнего положения КР горят, реакторы заглушены всеми штатными поглотителями. Обрадовались береговые службы связи. Умиротворенный Горбачев пошел докладывать супруге состояние дел и звонить другу Рони. А коварный реакторный отсек словно потребовал жертву за то, что люди оказались сильнее самого сильного -атомного реактора. От высокой температуры поднялось давление. ГКП сразу принял решение провентилировать 7-й отсек, сравнять давление в нем с атмосферным. Но отсек сопротивлялся. "Не могу открыть запоры по вентиляции. Закусило чеку на стопоре". В голосе Сергея -- ни испуга, ни волнения. Это были, по-видимому, его последние слова. На вызовы центрального он больше не отвечал -- не хватало сил. Только слегка стучал по микрофону. Потом и постукивания прекратились... К району бедствия уже подходили суда морского флота -- "Федор Бредихин". Красногвардейск". Башкирия". Когда стало ясно, что лодку не спасти, что даже на буксире ей не дойти до ближайшей базы, экипаж оставил ее. Борьба за живучесть продолжалась 77 часов 38 минут. Последним покинул лодку ее командир, капитан 2-го ранга И. Британов -- в 11.00 6 октября. В 11.03 двести девятнадцатая затонула, унося в своем чреве матроса Сергея Преминина.
Путин боялся того же, что и Горбачев?
Сейчас многие гадают: почему Путин так долго молчал после гибели "Курска"? Сдается, что он мог так долго молчать по той же причине, по которой 15 лет назад молчал и Горбачев после гибели К-219.... Вот некоторые сообщения западной прессы тех лет. 5 октября 1986 года. Газета "Вашингтон пост": "Американские специалисты-подводники подтвердили, что еще до того, как Горбачев известил Рейгана о случившемся, США уже знали о происшедшем на советской подводной лодке. Хотя они не пожелали раскрыть детали относительно того, кто первым передал сообщение об аварии, вероятно, что оно поступило от американской субмарины, осуществляющей слежение за советской ПЛ. Слежение является обычным делом..." 6 октября 1986 года. Газета "Интернэшнл геральд трибюн": "Американская многоцелевая ПЛА осуществляла слежение за советской подводной лодкой". В те октябрьские дни в американской печати авария на нашей АПЛ освещалась с налетом сенсационности, но в целом информация была взвешенной. В местные газеты иногда просачивались кое-какие детали. Например, о том, что в первой половине октября 1986 года АПЛ ВМС США "Аугуста" в ходе патрулирования в Атлантике получила повреждения корпуса в результате столкновения с подводным объектом и прибыла в порт приписки Нью-Лондон (штат Коннектикут) для ремонтных работ в сухом доке. Указывалось, что в результате осмотра выявлено повреждение носовой части корпуса и обтекателя гидроакустической станции. К ремонту субмарины привлекли строго ограниченный круг специалистов частной фирмы. Официальные представители ВМС США комментировать происшедшее отказались. Да ведь это почти полное повторение ситуации с ремонтом американской АПЛ "Гротон" после гибели "Курска"! О нем тогда почти не сообщалось. Да, средства массовой информации и на Западе, и в России весьма умело могут замалчивать факты, когда обнародовать их кому-то невыгодно... Когда после взрыва наша лодка всплыла в надводное положение и был отдраен верхний рубочный люк, старший помощник командира капитан 3-го ранга С. Владимиров обнаружил вдоль левого борта, от аварийной шахты и далее в корму, двойную борозду, отливающую металлическим блеском. Обратили на нее внимание и другие члены экипажа. Откуда она взялась? Пока специалисты не нашли убедительного объяснения. Одни предполагают, что это результат воздействия оторванной крышки аварийной шахты. Другие, приводя расчеты, доказывают, что свежий след на металле не мог быть прочерчен крышкой, что дело не обошлось без воздействия постороннего предмета, возможно, даже и иностранной подводной лодки. Конечно, не стоит вмешиваться в дискуссии специалистов. У них информации больше. Эксперты установили, что причиной аварии явилось "поступление забортной воды в шахту". В результате экспериментальных проверок, моделирования ситуации, тщательного анализа доказано, что это произошло не по вине экипажа. Остается одно из двух: либо причины чисто технические, либо это воздействие внешних факторов. То, что таким "внешним фактором" была иностранная субмарина, — всего лишь версия. Как и в случае с "Курском". Пока версия. Возможно, время откроет незнакомые нам документы, факты. Одно несомненно: даже если бы столкновение в 86-м году и было, тогдашнему Генсеку вряд ли хватило бы решимости за несколько дней до встречи с президентом, США заявить ему об этом. Через несколько лет он будет играть роль мальчика для битья во время августовского путча 1991 года и помалкивать в тряпочку при беловежском разделе Союза... А за последние 25 лет столкновения подводой, к сожалению, происходили почти ежегодно. Февраль 1992 года: едва не погибла американская АПЛ "Батон-Руж". Было это в Баренцевом море, в полигоне боевой подготовки нашего ВМФ. Американцам вообще-то неплохо было бы объявить благодарность командиру нашей ПЛ капитану 2-го ранга И. Локотю — он на несколько секунд задержал всплытие. Последнее столкновение, освещавшееся в нашей открытой печати. — 20 марта 1993 года, с АПЛ США "Грейлинг". Опять у наших берегов, опять за нашей лодкой велось слежение. Ни в коем случае нельзя отнести причины столкновения под водой на счет плохой подготовки наших экипажей, как считают некоторые персонажи книги С. Буканя "По следам подводных катастроф". Чаще наши лодки таранят американцы. Отсюда можно сделать вывод о выучке их экипажей и об организации боевой службы, культуре управления кораблей. Мне не один год пришлось служить в Северодвинске на модернизируемых, потом и на утилизируемых лодках. И каждый раз, когда сообщалось об аварии на наших кораблях, рабочие, инженеры с укором говорили: "Ну вот, мы строили, а вы ломаете, мореходы..." Обидно, конечно. Но посмотрим статистику аварийности у наших "заклятых друзей". В период с 1945 по 1988 год на флотах стран НАТО произошло около 1200 серьезных аварий. За эти годы погибли 4 американские. 3 английские, 4 французские подводные лодки. Только в 1989 году в ВМС США в 20 крупных авариях погибли 60 человек и 90 ранены. По данным "Гринпис", на 34 АПЛ США только в 1989 году произошло 12 пожаров, 2 аварии ГЭУ, 9 столкновений, 3 посадки наг мель и другие происшествия. Не хочу сравнивать условия службы подводников Как рассказывали фронтовики, встретившиеся с союзниками на Эльбе, "американский солдат в окоп не полезет, пока за окопом не будет стоять утепленный клозет". Вряд ли кто из них смог бы выжить в наших "диких" отдаленных гарнизонах. И плавать на корабле, не имеющем достаточной ремонтной базы, с экипажем, набранным с миру по нитке из целой дивизии, — ведь шибко грамотных специалистов полно в штабах, а в прочный корпус идут только самые преданные своей профессии. И все равно -- простите нас, северодвинские корабелы, за погибшие корабли. Простите нас за наших погибших товарищей...
Долг живых
Снятые с лодки экипаж и тела трех погибших моряков К-219 были доставлены на недалекую Кубу. Куба встретила тепло: были поданы Икарусы", все прошли курс лечения. Когда приехали в Москву, везли в маленьких "пазиках" и уже покрикивали: мол, виноваты. А в Гаджиево, на Кольском полуострове, где была приписана 219-я, в порт за ними прислали грузовик. И говорили почти как с уголовниками... Через год после аварии командира лодки капитана 2-го ранга И. Британова и командира электромеханической, боевой части, попросту механика, капитана 2-го ранга И. Красильникова уволили с военной службы? Возбужденное, было, уголовное дело по факту гибели АПЛ,тихонько прикрыли: амнистия. Вскоре на торжественном собрании, посвященном 70-летию Октябрьской революции, Михаил Сергеевич прочел эпохальный доклад "Великий Октябрь и прогресс человечества". Экипаж расформировали!
Время идет. Кстати, довольно полное освещение в печати обстоятельств гибели АПЛ "Комсомолец" несомненно пошло на пользу и науке, и промышленности, и ВМФ: закрутились многие начинающие ржаветь шестеренки. Хочется верить, что не в холостую... Развалилась, сгинула, как в Бермудском треугольнике, бывшая Великая Морская Держава. Выгнали из эстонского города Палдиски знаменитый учебный центр подводников, обошедшийся бывшему Союзу не в один миллиард. Рассказать о том, что произошло в октябре 1986 пода в далеком Бермудском треугольнике, — это наш долг перед погибшими и перед живыми. Долг перед моряками с погибшего "Курска" - это наш долг перед погибшими и перед живыми. Долг и перед моряками с погибшего "Курска". Зря говорят иногда, что молодежь нынче пошла пьяная, бездуховная, ленивая. На месте матроса-подводника с погибшей АПЛ К-219 Сергея Преминина, простого парнишки из деревни Скорняково, что недалеко от Великого Устюга, третьего, младшего сына в семье, мог оказаться любой другой -- из того же Курска. Подвиг обладает удивительным свойством: совершенный одним человеком, он впоследствии перестает принадлежать его создателю. Подвиг становится национальным достоянием, увеличивая духовные богатства народа, которые стоят в одном ряду с ценностями культурными, научными, экономическими. И не надо стесняться высоких слов. Мы и так отвыкли от них за последнее время. Вольное или невольное забвение дел героических не столь безобидно, как может показаться: оно равносильно растрате национального достояния. Уважающий свою страну народ этого допустить не может.
На снимках: такой была К-219 (в анонсе); в центральном посту АПЛ проекта 667А; открыта крышка ракетной шахты АПЛ.
Фото www.submarina.ru "> www.submarina.ru
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.