Крах энергетической компании "Энрон", телекоммуникационного гиганта "Ворлдком" и ряда других американских компаний, чересчур увлекшихся "приписками" в целях повышения собственной капитализации, вызвали острый всплеск недоверия к американской экономике и привели к серьезному кризису на биржах мира. Отток инвестиций из экономики США продолжался практически весь год. Обострение отношений с арабским миром, в частности, с Саудовской Аравией, привел также к ускоренному бегству арабских нефтедолларов.
Россию эти события, на первый взгляд, почти не затронули — в Москве довольно потирали руки оттого, что растут цены на нефть. Хотя в конце года правительство признало, что экономический рост продолжался только в ТЭК и пищевой промышленности. В остальных отраслях — топтание на месте и даже спад. Следовательно, тот факт, что мировой кризис не обошел и нас, мы почувствуем на себе в 2003 году.
Международная политика правительства РФ в прошлом году впервые приняла отчетливо экономический характер. МИД, министры, премьер и даже президент занимаются лоббированием российского бизнеса на мировой арене. Такого в России еще не было.
Благодаря энергичным телодвижениям всей вертикали российской власти (особенное спасибо Владимиру Владимировичу Путину, принципиально поддержавшему США в их борьбе с всемирным терроризмом) США и ЕС признали Россию страной с рыночной экономикой. В перспективе это означает более широкое и доброжелательное открытие западных рынков перед российскими экспортерами. Сразу после Нового года с президентом встречался гендиректор "Магнитки" г-н Рашников. Он рассказал Владимиру Путину, насколько легче стало работать российским металлургам. Хотя ни антидемпинговые расследования, ни таможенные преграды в итоге никуда не делись.
В плюс правительству можно записать и то, что Международная ассоциация по борьбе с отмыванием преступных доходов (ФАТФ) исключила Россию из своих "черных списков". Украина вовремя не подсуетилась — теперь там на этот счет немаленькие проблемы. Соответственно, международные рейтинговые агентства существенно повысили кредитный рейтинг России.
Впрочем, не решен, можеть быть самый главный внешний вопрос российской экономики — вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО). Еще в начале года правительство обозначило его как один из самых приоритетных. После чего подверглось напористой атаке российских олигархических кланов. Власти дали понять: пока экономика страны окончательно не поделенана "между своими", говорить о вступлении в ВТО рано. Во власти весь год борются две партии, стараясь привлечь на свою сторону президента Путина. Президенту удается сохранить нейтралитет. Однако он заявляет всему миру: У России "естественные преимущества" есть и мы от них не откажемся.
Ситуация осложняется еще и тем фактом, что само ВТО старается выжать из России при вступлении все ее конкурентные "естественные преимущества". Раунд за раундом переговоры топчутся на месте. Ближе к концу года в Европу едет вице-премьер правительства России Алексей Кудрин — объяснить всем заинтересованным сторонам, что мы твердо решили вступить. Но только, чтобы нам от этого была польза. В ответ страны члены-ВТО обрушивают массу претензий и новых условий. Опять никакого консенсуса. Торг продолжается.
Достигнутые внешнеэкономические успехи открывают, казалось бы, прекрасные международные перспективы. Однако на фоне повсеместного экономического спада во всем мире, и ввиду совершенно прозрачных намерений США и Европейского Союза воспользовавшись представившейся возможностью в очередной раз перекроить мировую экономику для собственного удобства, можно с уверенностью утверждать — России от этого пирога, видимо, опять достанутся одни крошки. Лишнее тому подтверждение — провал планов экспансии на мировых рынках нефти, главным образом — в США. Неутешительный итог: главными в мире поставщиками углеводородного сырья остаются страны ОПЕК. И организация стран-экспортеров нефти лишний раз это подтверждает, обещая увеличить квоты по добыче нефти, но, так и не сделав этого до конца года.
Весь экономический год в России проходит под "дамокловым мечем" "пиковых выплат" в 2003 году. То есть главная забота властей — выкачать из страны деньги для выплат по внешнему долгу. В то время, как министры и вице-премьеры увлеклись международными переговорами и загранкомандировками, внутренняя экономическая ситуация отдана на откуп частному капиталу и госмонополиям.
Экономисты "до дефолтных времен" начинают поговаривать о вероятности нового дефолта. Правительство такую возможность отрицает. Однако уже в декабре становится ясно — без новых крупных заимствований на внешних рынках следующий год Росси не пережить. Фактически это означает, что импульс, полученный во время кризиса 1998 года, исчерпан. Россия, похоже, опять не смогла воспользоваться представившимися благоприятными возможностями для структурных реформ в экономике. И действительно — в ушедшем году с реформами в России было небогато.
О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/news/russia/20035-n/
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.