Новосибирский союз писателей и управление культуры НСО попытались вернуть давнюю традицию литературных обсуждений, инициировав общественный разнос старейшего журнала «Сибирские огни».
Когда–то журнал гордился своими традициями и выходил ежемесячно тиражом 120 тысяч экземпляров. Отметив год назад свое 80–летие и обретя второе дыхание, он вернулся к периодичности и стал думать о возвращении широких читательских масс. Но сегодня это является проблемой хотя бы потому, что массы предпочитают легковесное чтиво, которое чуждо страницам серьезного издания. Среднестатистический сибиряк вряд ли смог бы дать ему хоть какую–то характеристику. Тем не менее, показалось логичным созвать общественность и попросить ее выразить свое отношение к старейшему сибирскому журналу.
Характер собрания был прямо противоположен комплиментарности. Аудитория подобралась весьма специфическая. Подавляющее большинство составляли те, кто когда–либо работал в редакции «СО» и уволился в недовольстве, либо те, кто хотел быть опубликованным в этом журнале, но удовлетворения не получил. Что обусловило критический, если не сказать враждебный, настрой. Открыл же собрание маститый литератор Геннадий Прашкевич, чей авторитет заставил присутствующих взволнованно выслушать получасовой доклад. Из него следовало, что уровень журнала вовсе не отвечает ничьим чаяниям. Одни авторы вторичны, старомодны, другие не имеют представления о грамотно построенном сюжете, а третьи и вовсе выводят в своих произведениях сплошных алкоголиков и бизнесменов, пороча тем самым сибирскую интеллигенцию. Вина за это безобразие целиком ложится, по мнению докладчика, на плечи главного редактора Зеленского и его заместителя Берязева.
Прения прошли на сверхэмоциональном градусе. Какая–то пожилая девушка срывающимся голосом сообщала, что не дождалась от редакции должного почтения к своему роману. Малоизвестный литератор в сединах клеймил журнал за то, что Сибирью в нем и не пахнет. Более благосклонными оказались библиотекари — они не навешивали ярлыков, но рассказывали, как работают с читателем в интересах журнала.
Происходящее очень сильно напоминало партийные заседания в духе 30 — 40–х годов, знаменитый разнос журналов «Звезда» и «Октябрь». «Жаль, что литераторы, пострадавшие от тех постановлений, сейчас применяют те же методы работы», — сокрушился представитель культурных властей области Владимир Горобцов. Руководство местного союза писателей пыталось привести мнения к общему знаменателю, что было затруднительно хотя бы из–за неравных сил. Пока одни кипели гневом, другие не захотели быть прозаседавшимися. Редакция «Огней», кроме заместителя главного редактора Владимира Берязева, проигнорировала мероприятие. В своем лаконичном выступлении он не искал виноватых, но приводил цифры и факты в защиту своего детища, а также советовал сотрудничать с редакцией. Что и явилось, наверное, самым дельным предложением. Иначе подобные собрания не поднимутся выше внутрицеховых перебранок.
Яна Колесинская, "Новости в Новосибирске"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.