В начале июня Альфа-банк подписал соглашения о сотрудничестве с администрацией города Омска и Омской области. На первый взгляд, ничего необычного в этом событии нет, даже наоборот, налицо успех, которого достигла администрация, обзаведясь таким солидным финансовым партнёром. И всё бы ничего, да только возникает вопрос: почему же область решила сменить уполномоченный банк, коим до последнего времени являлся Омскпростройбанк, имеющий и государственные акции, и прозрачную финансовую отчётность, на банк с 100-процентным частным капиталом, с которого, в случае чего, и взятки гладки? Впрочем, удивляться здесь не приходится, взаимоотношения банков и омских областных властей всегда были скрыты завесой секретности.
В ноябре 2001 года губернатор заявил о намерении перевести свои счета из Сбербанка в ОПСБ. Причиной тому стало массовое увольнение всего менеджмента включая начальника Омского филилала Людмилу Кролевец. В вину последней были поставлены слишком тесные связи с областной администрацией, которые стали развиваться даже в ущерб коммерческим интересам банка. Сбербанк фактически открыл администрации кредитную линию на 400 миллионов рублей. График погашения долга существовал лишь на бумаге и погашать его никто не спешил. Что же оставалось делать руководству банка как не вмешаться в ситуацию?
И Сбербанк был сурово наказан за подобную "неблагодарность" - областная администрация вывела из филиала свои счета, а губернатор публично во время передачи "Губернаторский час" на областном телевидении сделал нелестное заявление о репутации омского филиала Сбербанка сообщив, что "это неразумная политика. Какой же еще может быть работа банка с властями, как не лоббированием интересов местных властей?". То есть получается, что Сбербанк должен заботиться не об интересах своих вкладчиков, людей, как правило, небогатых и властью не наделенных, а об интересах сильных мира сего, в меблированных кабинетах и машинах с мигалками.
Впрочем, со своими кредиторами область никогда особо не церемонилась. Еще в 1997-1998 годах областная администрация выпустила облигации на сумму 500 миллионов рублей и гасит долг крайне нерегулярно. Одной только компании ООО "Информ-Х" область вместе с процентами задолжала 73,6 млн руб. и до сих пор не вернула деньги.
В отличие от федерального правительства областная администрация не стала утруждать себя переговорами с кредиторами и довела дело до того, что кредиторы были вынуждены обратиться в арбитражный суд, который, естественно, удовлетворил их законные требования. Но решение суда так и осталось на бумаге. Исполнить его невозможно по самой простой причине: в областной казне денег нет.
Но вернёмся к нашим баранам. Расторгнув соглашение со Сбербанком, обладминистрация заключила соглашение с Омскпромстройбанком. Губернатор лично высказался о перспективах этого сотрудничества, заявив о намерении сделать ОПСБ опорным для омской экономики. Трудно сказать, какие перспективы открылись для экономики области, но для администрации Омской области перспективы светили весьма неплохие: получить в партнёры банк, которому при случае можно и кулачком погрозить, дескать, вы уж ведите себя прилично, а то, не ровён час, лишитесь большинства своих самых крупных вкладчиков — совсем неплохо. И вот, спустя некоторое время, эти намерения претерпели замысловатые изменения.
Глядя со стороны трудно предположить, что же произошло на самом деле: может быть возникли проблемы с финансовыми потоками, а может просто Леонид Констатинович повздорил с руководством банка за чашкой кофе, но это событие совершенно случайно совпало с другим. Непонятно с чего г-н Полежаев вдруг невзлюбил гендиректора "Омскэнерго" Александра Антропенко, ставшего не так давно председателем совета директоров Промстройбанка.
Эта самая нелюбовь возникла ещё в прошлом году, когда прокуратура Омска возбудила уголовное дело против Антропенко. Основанием для этого послужила деятельность господина Антропенко на прежней работе — на посту гендиректора компании "Омскоблресурсы". Однако незадолго до этого РАО ЕЭС был утверждён проект по реформированию "Омскэнерго". Областные власти прямо не заявляли о своем отрицательном отношении к реформе региональной энергосистемы. Впрочем, о том, что губернатор Омской области Леонид Полежаев решил пойти своим путем, говорит создание ОАО "Омская региональная энергетическая компания" (ОРЭК).
Его учредителями стали омские областная и городская администрации. Основные задачи этой компании — построение финансово прозрачной схемы управления региональной энергетикой, отделение монопольных видов деятельности от конкурентных — мало чем отличаются от тех, что были поставлены правительством в рамках реформы электроэнергетики России. Каким образом ОРЭК смогла бы решать эти задачи, ведь в состав компании вошли лишь сетевые предприятия — МУП "Теплокоммунэнерго" и МПЭП "Омскэлектро", неизвестно. Но, так или иначе, создание ОРЭК означало, что региональные власти решили отказаться консолидировать муниципальные электросети с сетевым хозяйством энергосистемы. И, видимо, было принято решение расправиться с инакомыслящим.
Любопытно, что именно то, что полностью устраивало губернатора и РАО ЕЭС в деятельности нового главы "Омскэнерго", теперь тем же губернатором было поставлено в вину Антропенко. Хотя даже начальник департамента РАО "ЕЭС России" по работе со СМИ Андрей Егоров заявил, что предложение главы областной администрации о смене руководства "Омскэнерго" не имеет под собой никаких оснований. "Надежное энергоснабжение всех потребителей области возможно только в условиях стопроцентной оплаты ими продукции "Омскэнерго". А Антропенко, в короткие сроки добившийся существенного, что признает и руководство области, снижения дебиторской задолженности энергокомпании, проявил себя как профессиональный менеджер. Его деловые качества соответствуют занимаемой им должности", — отметил он.
Как бы то ни было, — имел ли место личный конфликт или нет, — проблема уполномоченных банков требует более серьёзного рассмотрения. После вступления в силу нового Бюджетного кодекса главы местных администраций получили возможность размещать свои счета в негосударственных банках. Это выгодно как банкам, получающим доступ к счетам бюджетных организаций и областных и городских администраций, так и самой администрации, имеющей теперь возможность распоряжаться бюджетными средствами незаметно для постороннего глаза и менять уполномоченный банк в силу своих личных интересов, симпатий или антипатий. Вот только выгодно ли это бюджету области и налогоплательщикам, расплачивающихся своим собственным рублём за благополучие власть имущих?
Игорь Придорогин,
Специально для "ПРАВДЫ.Ру"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.