Победа коммунизма неизбежна?

Печальная история развития капитализма в отдельно взятой ремонтной мастерской
То, что Ханафи Каримов, гендиректор, он же обладатель пакета акций АО "Кузембетьевский РМЗ", оказался сегодня в бледном положении, является следствием стечения роковых обстоятельств. Первое обстоятельство природного характера, и тут уж ничего не поделаешь: весна — надо сеяться, а чтобы сеяться, надо прежде отремонтировать технику. Второе является объективным плодом развития человеческой цивилизации. Развивалась она, развивалась — от улитки через Цезаря, хана Чингиза, через Маркса с Лениным, сэра Джона Кейнса и Милтона Фридмана — и вот достигла такой ступени развития, как глава администрации Мензелинского района Махмут Фаттахов. И тут, очевидно, тоже ничего уже не поделаешь.

Конфликт между властью и сельским очагом капитализма зрел давно. "Кузембетьево я кончу!" - такие, по словам г-на Каримова, перспективы развития капитализма на отдельно взятом (за деньги) у государства заводике публично обрисовывал глава администрации. Всему виной были товарно-денежные отношения. Завод был выкуплен у государства и должен был работать на свой страх и риск. И вот представитель труда и капитала гендиректор Каримов хотел, чтобы завод получал деньги за работу, а представитель власти Фаттахов хотел, чтобы завод ремонтировал сельхозтехнику бесплатно.

Совершенно непонятно было, что из всего этого получится. Но на помощь Махмуту Фаттахову неожиданно пришел... Джордж Буш.


Кузембетьево — маленький Багдад
У Джорджа Буша, как все знают, тоже был затяжной конфликт с неподконтрольным ему руководителем — Саддамом Хусейном. И Буш нашел изящное решение: ввел войска на территорию противника. Неделю спустя так же решил поступить и Фаттахов.

Конфликт окончательно созрел и свалился на капиталистическое логово в Мензелинском районе с утречка в среду на прошлой неделе. Ограниченный воинский контингент в виде двух милиционеров заявил, что послан сюда главой администрации:

- Завод арестован. Он больше не существует, поэтому мы не будем никого впускать и выпускать.

Немедленно явившийся к проходной Каримов поставил посланцев в известность, что ситуация — патовая: все работники уже "впущены" и даже вплотную приступили к трудовой деятельности. Посланцы немного подумали и решили:

- Тогда только выпускать не будем.

И встали лагерем у проходной. Подручным средством — оно же, за неимением дота, защищенное укрытие — был милицейский автомобиль. Два стража порядка заняли в нем оборону, бдительно наблюдая за прибывающими машинами.

Кое-какие плоды оборона принесла. Как раз в этот день на завод приехали из башкирского минсельхоза заключать договор о поставке им пневмосортировальных машин (ПСМ). (Эти самые ПСМы, патент на производство которых завод приобрел во Всероссийском НИИ механизации сельского хозяйства, расходятся на ура; заинтересованность в их приобретении подтвердили Каримову органы управления сельским хозяйством шести десятков регионов России. Заключены уже контракты с Самарой, Нижним, Удмуртией...)

И вот этим башкирским гостям ограниченный контингент мензелинской милиции доступно объяснил, что "завод арестован и больше не существует". Гости смутились и убрались восвояси. Контракт почти на полтора миллиона рублей "сделал ручкой"... Предметный урок капиталистам получился: кто с товарно-денежными отношениями к нам придет — вообще ниоткуда денег не получит.

Словом, можно было слать благодарственную телеграмму Бушу.


Про ослика и морковку
Вообще-то эта бодяга у них еще в прошлом году началась. Именно тогда капиталист-монополист впервые заявил, что впредь завод даром работать не будет. Взял и "арестовал" 220 отремонтированных двигателей. И знаете, что интересно? Месяц за месяцем прошли, и сельхозпредприятия стали-таки понемногу расплачиваться! Стал по-черепашьи капитализм налаживаться; заводик, того и гляди, на ноги встанет. Стало быть, будут работникам — зарплаты, бюджету — налоги...

Пока-то у АО долг перед бюджетами всех уровней, по сельским меркам, велик — около 8 млн. рублей. На эту сумму описано имущество завода. Каримов говорит: это справедливо и мы все равно расплатимся.

Хотя, не будь задолженности района заводу (а она по размеру примерно такая же) — не было бы и налогового долга завода... А про долги района глава администрации сказал Каримову: "Забудьте".

Вот какой на татарстанской почве вырос капитализм — с односторонним движением денег. Власть говорит: выкупайте у государства имущество и владейте. Власть же (пусть другого уровня, но для нормального человека это все равно) хочет, чтобы уже проданное имущество работало на нее. Знаете историю про то, как ослика удавалось длительное время кормить одной и той же морковкой, потому что морковка была на веревочке? Так вот: тот ослик в конце концов скончался. Каримов не хочет, чтобы эта участь постигла и завод.


"Победа коммунизма неизбежна"?
Эта баталия — не первая на его капиталистическом счету. Первой была битва с холдингом "Татагропромремонт", который хотел завод слопать.

Татарстанские холдинги первых лет приватизации — вообще отдельная песня. В головах каждой отрасли тогда вскочила, как от властной отеческой затрещины, такая шишка: социалистический главк по сути, ОАО "Холдинговая компания..." по названию. Дали им процентов по 30 акций отраслевых предприятий — играйтесь! Некоторые холдинги разобрались, что к чему в новом мироустройстве, и обернулись настоящими капиталистическими хищниками: Татарстан соте, Татнефтепродукт... Методами малоджентльменскими смогли-таки добрать пакеты акций до решающих размеров и загрести под себя отраслевые АО.

А Татагропромремонт оказался просто жирным домашним котом-кастратом: хотел РМЗ слопать, да не вышло. Таким же, к слову, оказался и холдинг "Татсельхозтехника". Проглотил нехилые бюджетные деньги и пошел к развалу. Но это уже проблемы теперешнего гендиректора холдинга, поскольку прежний ушел с этого поста весь в белом. Куда? Да главой администрации в Мензелинск. Капиталистом у него стать не получилось — да и зачем ему это, раз теперь он этих капиталистов как хочет, так и строит.

Капиталист Каримов, правду сказать, далеко не ангел. У него на заводике и долги по зарплате двухмесячные имеются, и многих он поувольнял — кого за непринужденное поведение на производстве, кого просто в связи с капиталистической необходимостью... Но теперь, говорит, уже готов снова не увольнять, а принимать на работу: производство-то поднимается.

И на совещания к главе администрации он уже не ходит. Мы, говорит, свободу купили! Если, говорит, Путин хочет с олигархами посоветоваться — он их вежливо приглашает. И я главе ничем не обязан. Каково?

Хотя по-настоящему он на эти совещания не ходит не из амбиции. Надоело слушать про "Кузембетьево кончу!", тоскливо слушать, как снятому председателю колхоза глава обещает: "Отдам тебе завод"...

- Так и Аляску можно отдать, — раздраженно шутит капиталист Каримов.

А на селе говорят: тот председатель с местным коммунистическим секретарем рассказывают, что когда коммунисты придут к власти, завод будет их без всякого главы Фаттахова — потому что главы Фаттахова тогда не будет. И поделом — кто сеет ветер, тот пожнет бурю. Вот какие классовые зерна зреют на приветливой мензелинской земле заместо померзшей вчистую озими!

...На стенке в одном из ухоженных цехов заводика — старорежимный стенд "Победа коммунизма неизбежна!". Им бы повесить другой: "Коммунизм закончился — даром не работаем". Но неизвестно, состоится ли победа капитализма в отдельно взятой ремонтной мастерской. В прошлую пятницу начальник местного отдела земимущества (он же — кузен главы Фаттахова) ходил по домам членов совета директоров, уговаривая их свергнуть гендиректора Каримова...

Марина ЮДКЕВИЧ, "Вечерняя Казань"
Рис. Игоря СМИРНОВА

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Обсудить