Развитие России на всякий пожарный случай укоротили в полтора раза
После того, как выяснилось, что свое послание Федеральному Собранию президент России Владимир Путин огласит значительно позже, заволновались сенаторы, депутаты и СМИ. Появилась масса предположений о том, что Владимир Путин, возможно, не знает, куда идет страна, а некоторые депутаты скоренько бросились объяснять президенту, что хотят в его послании услышать. Однако после того как стала известна дата президентского выступления, заволновались чиновники в правительстве. В частности, в Минэкономразвития и торговли РФ. Особенно, когда выяснилось, что их шеф — по мнению самих сотрудников МЭРТ, лучший в мире пробиватель стен лбом — по состоянию здоровья остается на больничном, а его подчиненным придется отвечать "за базар" самостоятельно.
Заместитель Грефа по стратегическому планированию российской экономики Аркадий Дворкович рассказал журналистам о том, что правительство РФ накануне выступления президента взяло да и внесло изменения в среднесрочную программу социально-экономического развития страны, которую не один месяц разрабатывали в министерстве. И хотя, по словам г-на Дворковича, основные прогнозные показатели экономического роста в программе в целом не изменились, после внесения поправок программа стала в полтора раза короче. В таком укороченном варианте документ и отправили на подпись к президенту. Мнения Минэкономразвития при этом никто не спросил. Аркадий Дворкович же утверждает, что МЭРТ готовило несколько иную программую
В этой связи следует отметить два принципиальных момента. Первый. Чего же стоит многомесячный труд самого многочисленного в стране министерства, если его за считанные дни видоизменили и укоротили в аппарате правительства? Если и после такой редактуры программу развития страны не стыдно показать первому в государстве лицу, то следует признать, что все эти долгие месяцы сотни чиновников совершенно зря просиживали штаны, и что о действительных перспективах развития в Минэкономразвития знают не больше, чем в курилке какого-нибудь простаивающего оборонного завода.
Второй момент может вызвать еще более глубокую тревогу. Особенно, если присмотреться к тому, что именно чиновники аппарата правительства быстренько поправили в программе. По словам г-на Дворковича, в программу внесли изменения насчет проведения административной и судебной реформ, а также изменений всего механизма недропользования в стране. Если хорошенько вспомнить, то это как раз те самые идеологемы (если не считать вертикали власти и усмирения Чечни), на гребне которых Владимир Путин стал президентом и приобрел невиданный еще в истории Новой России кредит народного доверия. А, следует признать, что с тех пор никакого решительного и даже нерешительного прорыва на этих направлениях не наблюдалось. При этом, по признанию замглавы министерства, из программы начисто исключен механизм реализации самой среднесрочной программы социально-экономического развития. Правительство как-нибудь потом обозначит механизм отдельным постановлением.
То есть совершенно очевидно — чиновники правительства на всякий случай прикрыли задницу. Как раз в тех местах, где гнев президента может оказаться особенно обжигающ. И эта догадка приводит прямиком к еще более удручающему выводу — в правительстве не имеют понятия о том, что скажет 16-го президент. И, следовательно, правительство действительно варится в собственном соку, без всякой координации с той же администрацией президента. И на всякий случай подстилают соломку везде, где возможно — то есть вычеркивают всю конкретику, сроки, цифры и т. д. И тогда получается, что разработанные им программы действительно не серьезная аналитика, и не стоят даже той бумаги (импортной, между прочим), на которой распечатаны. Или же еще хуже — правительству совершенно неважно, что скажет президент.
Вместо конкретных тенденций, этапов развития, программных целей и методов их скорейшего достижения, правительственные чиновники норовят впихнуть президенту "концепцию точек роста" - список наиболее инвестиционно привлекательных отраслей российской экономики. Еще бы. Ведь еще зимой президент выразил свое неудовольствие низким уровнем инвестиций. А вот вам, дорогой наш президент, и концепция. Извольте.
У представителей прессы, внимавших Аркадию Дворковичу, вполне могло сложиться впечатление, что чиновник и сам далеко не уверен, что предпринятая под руководством премьера Михаила Касьянова перелицовка программы приведет к чему-нибудь хорошему. Но заместителю-то Грефа как раз должно быть лучше всех известно, что правительство больше, чем кто-либо в стране не осведомлено о ее дальнейшем пути. И эта неясность с каждым днем нарастает. Особенно после того, как Греман Греф в момент критики Путиным правительства за неамбициозность и сладкой отповеди премьера Касьянова о том, что стабильность важнее амбиций, предпочел дипломатично промолчать.
Сейчас вот главный реформатор, на которого возлагались определенные надежды, по состоянию здоровья дипломатично отдыхает и набирается сил. А его заместитель не вполне уверенно заявляет, что, конечно же, после выступления президента в программе обязательно появятся и другие исправления. И изменения. И про себя, наверное, в ужасе представляет себе, как скоро будут мочалить его ведомство на заседании правительства. И уж тогда что и без перестановок в правительстве точно не обойдется.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.