Могут ли приватизированные предприятия ВПК работать эффективно?
Свершилось. После десятилетия светлой уверенности в том, что у России среди внешних врагов остались разве что марсиане, так что можно разобрать на запчасти армию с военно-морским флотом, а военно-промышленный комплекс перепрофилировать на изготовление детских конструкторов, пришло осознание, что национальная безопасность все-таки штука серьезная и военная доктрина страны должна адекватно оценивать внешнеполитическую ситуацию.
Удивительно, что общественное мнение по данной проблеме очнулось, можно сказать, только что. Во всяком случае, есть шанс предполагать, что засомневалось в весомости оснований для полного благодушия оно где-то в марте 1999 года, с началом югославской кампании, а потом многократно усиливалось с каждым новым витком "международной напряженности". При том, что, отдавая дань уважения имеющемуся у нас арсеналу ядерного оружия, Россию по большому счету перестали спрашивать и учитывать наше мнение при начале очередного этапа воспитания очередного проштрафившегося тирана. А тут еще международный терроризм подоспел...
После выступления президента страны перед Федеральным Собранием все увидели, что проблема есть, что проблема важна и наконец-то получилось (или просто время пришло?) обратить на нее самое пристальное внимание. И еще, к счастью, произошло удивительное открытие: оказалось, что, несмотря на затопление нашей станции "Мир" и многолетнее разрушение, реформирование, перепрофилирование и приватизирование базы ВПК, все-таки в России осталась и база, и специалисты, и технологии, выстоявшие в период перестройки и реформ.
Тем не менее, как считает сенатор от Пензенской области Андрей Вавилов (бывший первый заместитель министра финансов), государство должно занять более активную позицию по поддержке военно-промышленного комплекса и аэрокосмической индустрии. Именно в этих отраслях, считает сенатор, Россия традиционно была конкурентоспособна. Как он заявил в интервью РИА "Новости", "потенциал продвижения продукции этих отраслей на мировые рынки имеется, однако в экономическом развитии страны роль этих секторов производства может остаться ограниченной, потому что без помощи государства значительно расширить рыночную нишу невозможно". При этом Вавилов подчеркнул, что поддержка государством высокотехнологичных секторов производства должна проявляться в стабильных госзаказах и долгосрочных контрактах.
Полпред президента в Сибирском федеральном округе Леонид Драчевский, комментируя итоги состоявшегося недавно в Омске совещания, посвященного оборонно-промышленной, научно-технологической и военно-технической безопасности в регионе, также сказал, что оборонную промышленность Сибири можно возродить путем сочетания государственного заказа с введением новых форм деятельности предприятий. "Госзаказ в полном объеме возрожден никогда не будет, — сказал он. — Должны быть и конверсия, и диверсификация производства, и госзаказ наряду с новым управлением в современных условиях".
Сенатор от Иркутской области Валентин Межевич также уверен, что "Правительству необходимо ставить такие задачи, чтобы Россия заняла надлежащее место среди мировых держав. Кроме того, сильная страна застрахована от распада". "Мы окружены экономически сильными странами, поэтому России необходимо укреплять свою экономическую мощь". По мнению сенатора, задача об удвоении ВВП за десятилетие, о чем говорил в своем послании президент, выполнима, но для этого и Правительству, и Федеральному Собранию придется приложить максимум усилий. В первую очередь, в вопросах реализации начатых сегодня реформ. "В максимально короткие сроки и с прогнозируемым результатом предстоит завершить реформирование естественных монополий".
При этом, как отмечает журнал "Эксперт", у государства нет внятной стратегии развития ВПК, поэтому успех на рынке вооружения пока сопутствует частным корпорациям, которые появились в России в начале 90-х в результате приватизации ряда предприятий, не имеющих, как тогда казалось властям, стратегического значения для нашей страны. Частный сектор в ВПК пока мал — всего 20-25% (объем продаж примерно 1, 5-2 млрд долларов), но он динамично развивается.
По мнению "Эксперта" стратегии развития частных корпораций выглядят порой куда более осмысленными, чем у государственных монстров со знаменитыми советскими брэндами, а рыночная политика — более гибкой и продуманной. Яркий пример — корпорация "Иркут", образованная на базе Иркутского авиационного производственного объединения (ИАПО). Этот бывший серийный завод Сухого за каких-то пять лет превратился в одну из самых успешных компаний российского ВПК. Сейчас "Иркут" с объемом поставок в 500 млн долларов в год контролирует примерно 10% всего российского экспорта вооружений — это почти вдвое больше, чем государственная корпорация "МиГ".
Как сказал генеральный директор "Иркута" Алексей Федоров в интервью журналу "Эксперт", "Если государство претендует на то, чтобы жестко контролировать оборонный комплекс, и хочет владеть контрольными пакетами акций всех предприятий ВПК, то тогда оно должно взять на себя ответственность за обеспечение не менее половины производственных мощностей этих предприятий госзаказом. Если такого госзаказа нет, то нет и нужды властям держать у себя контрольный пакет. Я не вижу особого смысла в обязательном присутствии государства в капитале всех предприятий оборонного комплекса. Конечно, в ВПК есть заводы, которые власть вообще никогда не должна отдавать в частные руки, — это прежде всего предприятия, занятые разработкой и производством ядерного оружия, спецсредств и т.п., их надо просто преобразовать в форму казенных предприятий".
Из предприятий, входящих в систему "Росавиакосмоса", следует остановиться на феномене Московского вертолетного завода им. Миля. Весь объем реализации предприятия обеспечен не продажами техники, а проведением НИОКР. На фоне общего спада продаж вертолетов с 430 млн долл. в 2001 году до 350 млн в 2002 году МВЗ сумел увеличить выручку от реализации в два раза.
Как сказал Алексей Федоров, сейчас уже практически готов список более чем из двухсот оборонных компаний, которые будут приватизированы в ближайшее время. Но у властей по-прежнему нет понимания того, как нужно проводить интеграцию в оборонном секторе".
Более того, власти нередко чувствуют явную нервозность, наблюдая за оборонными предприятиями, которые были приватизированы и сейчас предпринимают активные действия по стабилизации положения. В качестве примера можно привести омский радиозавод имени Попова, о котором неоднократно писала "ПРАВДА.Ру". При том, что за 1 квартал 2003 года, на заводе наблюдается 1000% рост производства, при 100процентной ориентации на выполнение госзаказа и развитие именно профильных производств, областные власти предпринимают третью попытку обанкротить предприятие.
Как рассказала корреспонденту "ПРАВДЫ.Ру" председатель Совета директоров Радиозавода имени Попова Татьяна Ушакова, в апреле 2002 года на заводе, 70% акций которого принадлежит трудовому коллективу, реальное улучшение началось лишь после того, как началось выполнение военных госзаказов. До этого не было ни госзаказа, ни света, ни зарплаты. Зато были голодные обмороки у рабочих в цехах и попытки прежнего руководства, на основании разработанных "наверху" стратегий создать многочисленные ООО на базе каждого цеха.
К чему бы это привело, можно судить на примере другого омского предприятия -. в сентябре 2002 года Арбитражный суд Омской области ввел внешнее наблюдение на ФГУП "Омсктрансмаш", крупнейшем производителе танков Т-80, по иску ОАО "Омскэнерго". Долг "Омсктрансмаша" энергетикам превысил 30 млн руб. А 17 апреля сего года в Омске с визитом побывали генеральный директор Российского агентства по обычным вооружениям (РАСУ) Александр НОЗДРАЧЕВ и начальник Главного бронетанкового управления МО РФ Сергей МАЕВ. Они встретились с губернатором Леонидом ПОЛЕЖАЕВЫМ и провели закрытое совещание в Конструкторском бюро транспортного машиностроения, на которое, как пишут омские "Коммерческие вести", не пригласили внешнего управляющего "Омсктрансмаша" Владимира ХАРИТОНОВА. Речь шла о возможном заказе от Минобороны на модернизацию устаревающей бронетанковой техники. При этом Владимир ХАРИТОНОВ в интервью "Коммерческим вестям" высказал мнение, что именно "Введение процедуры банкротства спасло завод от полного развала... Прежнее руководство не сориентировалось в новых условиях и так толком и не запустило конверсионную программу. До последнего момента на "Омсктрансмаше" надеялись на военные заказы, вместо того чтобы направить все ресурсы на гражданскую продукцию".
Радиозаводу имени Попова, который за 50 лет своего существования оборудовал системами спецсвязи не только всю Россию, но и все СНГ, возможно, если бы удалась хоть одна из двух предыдущих попыток банкротства, была бы уготована такая же судьба — перестать надеяться на военные заказы и перепрофилироваться на "непрофильные производства".
Эта позиция "невмешательства" и бездействия со стороны властей столь же вредна, как и попытки влиять на предприятие извне. Как рассказал Алексей Федоров, фонд Oppenheimer Corp. вместе с Sikorsky и рядом других американских компаний приобрел сорок два процента акций МВЗ имени Миля и пальцем не пошевелил, когда завод банкротили за долг в двадцать тысяч долларов. А после того как Pratt & Whitney купил крупный пакет акций "Пермских моторов", в Перми неожиданно демонтировали линию по производству двигателей для МиГ-31.
По поводу участия иностранных акционеров в оборонных предприятиях — разговор особый, хотя уже сегодня можно привести достаточно и позитивных примеров. Что касается российских предприятий, вряд ли наличие крепкого хозяина помешает предприятию на его пути к становлению. Тут многое зависит от политики государства и понимания важности эффективного управления предприятиями ВПК.
Президент свою позицию озвучил вполне однозначно. Кроме того, есть смысл вспомнить об одном из недавних назначений в Правительстве. Вице-премьер Борис Алешин на своей первой же пресс-конференции в начале мая 2003 года говорил о необходимости серьезнейших изменений в управлении российской промышленностью, которые уже к концу десятилетия позволят вывести Россию на достойный уровень на глобальных мировых рынках.
Г-н Алешин назвал и некоторые практические шаги, которые собирается предпринять в этом направлении. Он, по сути, подписал приговор оборонным агентствам, на которые разделен сегодня российский ОПК (таких агентств пять: по боеприпасам, по обычным вооружениям, по системам управления, по судостроению и "Росавиакосмос").
Вице-премьер сообщил о том, что он намерен добиться освобождения от призыва в армию молодых сотрудников акционерных компаний оборонного комплекса, как это сейчас делается в государственных унитарных предприятиях. Кроме того, г-н Алешин считает необходимым изменить целый ряд законов, в том числе "О гособоронзаказе", "Об обороне", Бюджетный кодекс.
Ирина Петренко
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.