Спустя 10 лет после дефолта 1998 года грянул мировой системный кризис. Кудрин заявил тогда: "Поскольку наше проникновение в глобальную экономику еще не столь глубоко, то Россия станет тихой гаванью". Но в "тихой гавани" заштормило.
Международные резервы быстро сокращаются. Падение котировок российских ценных бумаг самое большое в мире. Как и в 1998 году, тысячи предприятий останавливаются, растет безработица. Впервые за 8 лет появилось отрицательное сальдо внешнеторгового оборота. Промышленность при отсутствии кредитов деградирует. В апреле спад составил 16,9 процента, а в годовом исчислении он может достичь 18-20 процентов, дефицит бюджета - 9 процентов.
Эксперты предсказывают, что кризис будет затяжным и разрушительным. Скоро не поднимутся цены на энергоносители, не заработает экспортный движок российской экономики, выручавший ее последние 8 лет, начнутся зарубежные заимствования. Кудрин выступает уже с мрачными прогнозами: "В ближайшие 10-50 лет у России может и не быть таких благоприятных условий развития, которые были в начале века".
Возникает вопрос, чем будем расплачиваться за уже взятые 500 млрд долларов и новые кредиты? Ведь стратегические активы страны могут за бесценок перейти иностранцам. За счет чего поддерживать импорт, раскочегаренный до сумасшедших размеров, выплачивать пособия по безработице, выдавать другие социальные подачки?
Для преодоления последствий дефолта Ельцин вынужден был назначить правительство Примакова – Маслюкова. Оно срочно приняло меры по спасению банков и других финансовых учреждений, организовало завоз топлива в северные регионы, остановило рост цен. Параллельно шли трудные переговоры с руководством МВФ и Мирового банка по рефинансированию долга.
Постепенно экономические процессы стали прогнозируемыми и управляемыми. Но президент Ельцин отправил правительство в отставку. Место прежних министров заняли люди, никогда не работавшие на производстве.
Нефтедоллары не оплодотворяли экономику. Не проводились реструктуризация экономики, модернизация промышленности, не готовили современный менежмент, устаревала советская военная техника. Темпы роста ВВП поддерживались лишь за счет ввода выбывших в 90-е годы предприятий, на которых невозможно было производить конкурентную продукцию.
Сотни миллиардов долларов вкладывали в зарубежные ценные бумаги под 3-3,5 процента, а отечественные производители заимствовали практически те же деньги под 7-8 процентов. За последнее десятилетие не реализовано ни одного проекта национального масштаба, не появилось принципиально новых заводов.
Коррумпированный чиновничий аппарат растет ужасающими темпами. Социологические опросы показали: удовлетворительно работу российской бюрократии оценивают только 5 процентов населения, скорее всего, сами чиновники и их семьи. Словом, страна не подготовилась к системному кризису.
Справиться с ним могут лишь новые кадры. А потому следует не ждать очередного дефолта, чтобы снова искать специалистов, которые бы выручили страну. Но уже сейчас пригласить, дабы возглавил финансово-экономический блок правительства, такого человека – надежного, проверенного – который по своей квалификации не уступал бы Ю.Д. Маслюкову. Ведь болезнь легче предупредить, чем лечить.
Президент Медведев заявил, что, когда отдельные товарищи говорят, что Россия 50 лет не выйдет из кризиса, это неприемлемо. То есть, если человек руководит тем или иным министерством и подобным образом оценивает существующее положение, то он занимается не своим делом.
Народ уже давно понял, что Кудрин, Чубайс, Греф и многие другие – занимаются не своим делом.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.