"За "сбычу мечт!" -- пожалуй, самый полезный тост для северных корабелов. Тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Горшков", который уже несколько лет стоит у одного из причалов Севмашпредприятия в Северодвинске, уже давно грустит по окончательному решению своей участи. Если не сказать — "плачет"... Об окончательном подписании контракта с Индией на модернизацию "Горшкова" российские (но не зарубежные!) СМИ сообщали с завидным постоянством начиная с 2000 года. Сообщала и наша "ПРАВДА.Ру" - мы пытались проанализировать, что может подвигнуть индусов подписать контракт как можно скорее.
Ведь на "Горшкове" уже в значительной мере проведена так называемая предконтрактная подготовка, проводится дефектация систем и механизмов. Увы, ни в заводоуправлении, ни в пресс-службе Севмаша ни "ПРАВДЕ.Ру", ни нашему новому информационному партнеру, ведущему поморскому ИА "НОМКА", не удалось получить сколько-нибудь внятных комментариев по поводу текущего состояния крейсера и его перспектив. Ограничимся поэтому своеобразным дайджестом — тема "Горшкова" столь "цепляет" северян, что не говорить о ней просто нельзя. Модернизация "Горшкова" - это деньги, работа для корабелов (и для всего Поморья, между прочим!) и так далее. Вот, например, сообщение ИТАР-ТАСС начала еще прошлого года , в котором выражены все чаяния северодвинских корабелов: "Северодвинское "Севмашпредприятие" весной 2002 года приступит к модернизации авианесущего крейсера "Адмирал Горшков". Как сообщил РИА "Новости" генеральный директор предприятия Давид Пашаев, российско-индийский контракт на модернизацию корабля будет подписан до апреля текущего года. По словам Пашаева, стоимость работ по модернизации крейсера составит около 700 миллионов долларов США. В эту сумму входит и переоборудование палубы под новые самолеты МиГ-29К, партию которых планируется продать вместе с "Адмиралом Горшковым". Авианесущий крейсер "Адмирал флота Советского Союза С.Г.Горшков" проекта 1143 вошел в состав флота 19 декабря 1987 года. Крейсер длиной 274 м и шириной 32,7 м способен нести 36 летательных аппаратов — самолетов вертикального взлета Як-38, вертолеты Ка-25 или Ка-27. Силовая установка мощностью 200 тысяч лошадиных сил позволяет кораблю развивать скорость 32 узла." Мы привели столь длинную цитату для того, чтобы не повторяться в цифрах и фактах -- текущее состояние "Горшкова" описано здесь довольно полно. Но! За полтора года мало что изменилось. На "Горшкове" ничего не меняется, но есть перемены в мире. Ее светлость глобальная политика подталкивает Индию к перевооружению! Америка раздолбала Ирак, "за кадром" чувствуется, что на очереди, возможно, и Иран. Индия находится во "взрывоопасном" регионе. Кто знает, может, Америка будет искать "международных террористов" и "оружие массового поражения" не только в Иране-Ираке. Воинственный индийский сосед Пакистан вооружается — недавно купил французскую подлодку. Наученные горьким опытом эксплуатации "нероссийской" боевой техники индусы сами уже давно пришли к выводу, что без "Горшкова" им никак уже не обойтись, и что только Севмашпредприятие, умудрившееся в тяжкие 90-е годы сохранить костяк высокопрофессиональных кадров, сможет его починить как следует. Состоящий сейчас на вооружении военно-морских сил Индии единственный боеспособный авианосец "Викрант" может превратиться в груду металлолома, если в самое ближайшее время на его борту не будут произведены экстренные ремонтные работы. Об этом заявил на пресс-конференции в Мумбаи (бывшем Бомбее) вице-адмирал Арун Пракаш, назначенный недавно командующим западного флота Индии. Как сообщило ИТАР-ТАСС, весь объем работ на авианосце, который сейчас "требует самого пристального внимания" оценивается примерно в 50 млн. рупий (около $ 1 млн.). Вице-адмирал считает, что "Викрант" сможет продержаться в строю в таком состоянии не более шести месяцев. Поскольку без "камня за пазухой" миролюбивая Индия уже не может разговаривать серьезно со своим ближайшим воинственным соседом, Пакистаном, взоры ее явно обратятся к "Горшкову", если "запахнет" жареным в Иране и Пакистане. Эксперты военно-морских сил Индии великолепно отзываются о качестве ремонта двух дизельных подлодок, который проводила северодвинская "Звездочка". Собственно, те же эксперты оценивали и потенциальные ремонтные возможности Севмашпредприятия. Источник ИА "НОМКА" из заводоуправления Севмаша, просивший не называть его фамилию в публикации, заявил: контракт все равно подпишут, Индии без "Горшкова" не прожить спокойно. Сроки подписание контракта — лишь дело времени. Но с таким же успехом Индия может отремонтировать "Горшков", скажем, в Питере. Лишь бы на наш Севмаш никто бочку не катил..." Это на первый взгляд странное заявление корабела свидетельствует вот о чем. Борьба за контракт на модернизацию "Горшкова" - дело даже не столько геополитическое, сколько чисто внутрироссийское! Увы, черный "пи-ар" у нас действует не только на выборах. Вот цитаты из совсем недавней публикации: " А корабль не плывет. Известия, 16.06.2003 Наталья Бабасян, Дмитрий Литовкин": Индия отказывается принимать на вооружение три российских фрегата стоимостью около $900 миллионов. Вчера в Россию с официальным визитом приехал начальник Генштаба Индии генерал Нирмал Чандра Виж. Его главной задачей станет разруливание скандала, возникшего после заявления командования ВМС Индии о том, что они отказываются принимать на вооружение 2 фрегата проекта 1135.6, купленных у России. Причина — российское оружие не способно выполнить поставленные перед ним задачи. В частности, зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) средней дальности "Штиль". Индия купила последнюю модификацию "Штиля". Заведомо обрекая себя на то, что комплекс не испытан, а значит, будет доводиться уже в ходе эксплуатации кораблей. В госкомпании "Рособо-ронэкспорт" потом признавались, что если бы не их усилия, фрегаты до сих пор были бы не построены. Но национальный экспортер сам все испортил: к ЗРК компания поставила Дели зенитные ракеты с просроченными гарантийными сроками. В результате в ходе боевых стрельб они либо вообще не летели, либо летели не туда. Несмотря на оптимизм экспертов по поводу последствий скандала с "нелетающими" ракетами, Россия оказалась в крайне затруднительном положении. Дели так и не определился с покупкой авианесущего крейсера "Адмирал Горшков". И другая цитата, практически опровергающая предыдущую : "Флаг поднять!" Время МН, 18.06.2003, Виктор Мясников": "Сегодня в Санкт-Петербурге будет поднят индийский военно-морской флаг на фрегате "Тальвар", построенном на АО "Балтийский завод". Это первый из трех кораблей проекта 11356, построенных для ВМС Индии. Примечательно, что вчера на сайте Russland.ru появилось сообщение о якобы отказе Индии от всех заказанных кораблей. По мнению анонимного автора заметки, в Россию специально прибыл начальник генерального штаба Индии для "переговоров об ограничении ущерба". И особое недовольство у заказчика вызывает система ПВО "Стиль", которой оснащены фрегаты. Но именно для торжественного приема корабля и прибыл в Петербург начальник штаба ВС Индии генерал Нирмал Чандра Видж. А подоплеку странного сообщения, наверное, следует искать в предстоящем тендере на строительство кораблей класса "фрегат" для ВМС России. Вся серия должна быть заложена до конца 2004 года, и кто-то из конкурентов пытается бросить тень на Балтийский завод". В общем, суть этих длинных цитат вот в чем: прогноз плачевен. Как только Севмашу окончательно "засветит" ремонтировать для индусов "Горшков", то на него явно могут обрушиться с подобным "черным пи-аром" конкуренты, в первую очередь из Питера. Не имея сколь-нибудь серьезной пресс-службы, хорошо поставленного промоушена, грамотного менеджмента, выходов на "дружественные" СМИ, Севмаш будет "забит" конкурентами. Которые могут припомнить ему и погибший "Курск", и "Комсомолец", и так далее. Какая разница, что Севмаш к самим катастрофам подлодок вообще не причастен? Но звучит-то как, представьте такой заголовок: "Индия заказала авианосец на заводе, который строит гибнущие подлодки!" Особенно на каком-нибудь англоязычном портале. А ведь индусы прессу о себе читают внимательно... И все, кранты доверию индусов к Северодвинску. А ведь северные корабелы нарабатывали его годами... Дай Бог, чтобы наш "черно-пиаровский" прогноз не сбылся. Во всяком случае, наша "ПРАВДА.Ру" своими ресурсами постарается помочь корабелам в "сбыче мечт". Ведь у нас и название такое — ПРАВДА. Ведь за Державу обидно, братцы!
Фото ИА "НОМКА"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.