Если кто-то в Восточной Европе полагал, что замена СЭВ на ЕС решит все экономические проблемы, то эти надежды не оправдались. Политической конъюнктуры оказалось недостаточно для экономической интеграции в Европу. Претензии по качеству продукции бывшим соцстранам предъявляет как Москва, так и Брюссель.
На этой неделе Россельхознадзор временно запретил ввоз в Россию птицеводческой продукции из Эстонии. По словам пресс-секретаря Россельхознадзора Алексея Алексеенко, был, кроме того, в Россию из прибалтийской страны, кроме того, запрещено ввозить корма и кормовые добавки для птиц, а также бывшее в употреблении птицеводческое оборудование.
Неделю назад на птицеферме Абья Муна в Вильяндиском уезде Эстонии было уничтожено более 5 тыс. кур, у которых была обнаружена болезнь Ньюкасла, хотя и неопасная для человека, но приводящая к быстрой гибели птицы, и большому экономическому ущербу для хозяйств.
Понятно, что этот случай, который принесет Эстонии немалый экономический ущерб, можно списать на недоработку служб санитарного и ветеринарного контроля. Однако, вспоминая многочисленные случаи подобного рода со странами Балтии, Украиной, Грузией, Молдавией, можно предположить, что речь идет о проблемах более общего характера.
Напомним, что с 20 января 2006 года Россия ввела запрет на ввоз с Украины всей животноводческой продукции – из-за того, что, как заявил глава Минсельхоза Алексей Гордеев, «ветеринарные службы Украины не могут обеспечить безопасность продукции, а, следовательно, есть угроза для российских покупателей». То есть, потому что ее производство и хранение оставляют желать лучшего. Ранее Украина импортировала в РФ 40% молока.
С 27 марта 2006 года Россия ввела запрет на ввоз грузинского и молдавского вина и виноматериалов – в связи с обнаружением в пробах пестицидов и других вредных веществ. По сведениям главы Роспотребнадзора РФ Геннадия Онищенко, эти продукты не отвечали нормам санитарной безопасности.
С 20 октября 2006 года был установлен запрет на ввоз на внутренний рынок России произведенных в Латвии шпрот и других рыбных консервов, в которых специалисты Роспотребнадзора обнаружили превышение ПДК канцерогенного вещества бензапирена (получающегося при копчении) в десятки раз.
В ноябре 2005 года Россия ввела запрет на поставки мяса и некоторых видов мясопродуктов из Польши, а днями позже – и растениеводческой продукции из-за массовых грубых нарушений польской стороной ветеринарного и фитосанитарного законодательства.
В последнем случае дело приобрела политическую окраску – Польша, не желая признавать что, ее поставки мяса в Россию попросту протухли, даже помешала России провести переговоры с ЕС о заключении нового Договора о партнерстве и сотрудничестве.
Как бы то ни было, страны Восточной Европы после вступления в ЕС ждал неприятный сюрприз. Европа, в отличие от СССР, не имеет никакого желания предоставлять им режим наибольшего экономического благоприятствования. Некоторые государства, судя по всему, понадеялись, что для решения проблем достаточно подхватить американские лозунги «свободы и демократии против России», после чего можно рассчитывать на субсидии и бесплатную помощь.
Но навязанная из-за океана бизнес-модель в национальных масштабах оказалась неэффективной, а Евросоюз – слишком аморфным в качестве объединяющего центра.
Впрочем, претензии к неофитам уже имеет и Брюссель. Посетив несколько мясоперерабатывающих предприятий в Польше, комиссия ЕС запретила торговать мясом в Европе некоторым польским компаниям. Так конвертировать политические дивиденды «постперестроечного кутежа» 1990-х в экономические выгоды через ЕС теперь вряд ли удастся.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.