Тбилиси грозит сорвать Олимпиаду в Сочи, если РФ будет инвестировать в Абхазию. Но Москва не планирует никаких шагов на государственном уровне – речь шла только об активности частного бизнеса. Тем не менее, грузинское руководство готово отбросить логику, если появляется новый повод для ссоры с Россией.
В конце июля в рамках многосторонних переговоров о присоединении к ВТО в Женеве Москве удалось согласовать с представителями 40 заинтересованных стран-членов еще 10 из оставшихся 22 разделов доклада, определяющего условия вступления РФ в эту организацию.
Казалось бы, оставив в стороне экономические аспекты вступления в ВТО, которые неоднократно обсуждались, все должны радоваться этому абсолютному конструктиву, ведь доминирующий в международных политических кругах взгляд и на членство в ВТО и на Олимпиаду – сугубо положительный.
Однако руководство некоторых бывших советских республик, выбрав после развала СССР стремление к покровительству со стороны Запада, а вместе с ним – пронатовскую внешнюю политику и антироссийскую риторику, радости не испытывает.
В частности, не так давно Грузия разорвала уже подписанный двусторонний договор с Россией по вступлению в ВТО, требуя теперь закрыть таможенно-пропускные пункты на абхазском и южноосетинском участках российско-грузинской границы, то есть задействовать вопросы, явно находящиеся вне компетенции Всемирной торговой организации.
Теперь грузинская сторона нашла еще один повод для раздора. В четверг спикер парламента Грузии Нино Бурджанадзе заявила в эфире радиостанции «Эхо Москвы», что привлечение Абхазии к подготовке Олимпиады в Сочи без согласия Грузии поставит под сомнение само проведение олимпийских игр. При этом Бурджанадзе добавила, что для препятствования этому Грузия может использовать переговоры о вступлении РФ в ВТО.
«Если российские инвесторы начнут строить в Абхазии предприятия без учета того, что это грузинские территории, Грузия не будет сидеть сложа руки», - подчеркнула грузинский спикер, пригрозив, что сочинские Игры могут разделить судьбу московской Олимпиады, которую бойкотировали страны Запада.
Однако этот выпад не обоснован. Бурджанадзе опирается на четверговую публикацию в «Независимой газете», которая сообщила, что якобы «Россия собирается разместить на территории непризнанной республики ключевые объекты строительного комплекса, обеспечивающего возведение олимпийской инфраструктуры», и сделать инвестиции на «сотни миллионов долларов».Но спикеру следовало бы отличать предположения от официальных позиций властей РФ и Абхазии.
Глава абхазского МИДа сказал журналистам, что, (как пишет сама «НГ») «Абхазия включена в зону Олимпиады, и мы связываем с российскими инвестициями надежды на развитие нашей экономики». Но это выражение надежды отнюдь не означает, что РФ официально включила непризнанную республику в свою «олимпийскую зону» (термин, который вряд ли имеет какое-либо официальное дипломатическое значение в том аспекте, в котором его артикулирует Бурджанадзе, приравнивая едва ли не к «зоне российской оккупации»).
В пятницу, 27 июля, вице-премьер Абхазии Александр Страничкин специально подчеркнул, что никаких официальных предложений со стороны России по размещению в Абхазии строительных объектов в связи с предстоящей в 2014 году в Сочи зимней Олимпиадой пока не было, хотя в республике готовы их рассмотреть.
Сотрудники МЭРТ РФ (заказчика ФЦП «Сочи-2014») заверили РИА Новости, что в настоящее время не рассматривают возможность участия Абхазии в подготовке Олимпиады, и говорить о «включении Абхазии в олимпийскую зону Сочи» не стоит.
Сам Сергей Шамба, возможно, несколько необдуманно применив терминологию, также пояснил, что имеет в виду лишь свои надежды на сотрудничество с российскими инвесторами и опережающую подготовку Абхазии к такому сотрудничеству.
Эти инициативы абхазской стороны никак не связаны с официальной позицией руководства и государственными инвестициями РФ, хотя, по словам премьера Абхазии Страничкина, еще до объявления Сочи столицей зимних Олимпийских игр российская сторона уже предлагала проект по восстановлению кирпичного завода в Гудаутском районе, а также по производству щебня, добываемого в руслах горных рек.
В четверг в эфире «Русской службы новостей» вице-премьер российского правительства Александр Жуков сказал лишь о том, что «в Абхазии есть все возможности для строительства цементных заводов, в других южных регионах также можно будет производить стройматериалы, необходимые для сооружения спортивных объектов и другой инфраструктуры. Кроме того, из соседних регионов можно будет привлекать трудовые ресурсы».
Но эта возможность отнюдь не означает инвестиций из бюджета РФ. Тем более, что к теме Олимпиады проявляет огромный интерес частный бизнес. По сведениям того же Жукова, «в Сочи будут огромные частные инвестиции», и кроме государственного «Газпрома» (который строит трассу по биатлону), ряд спортивных сооружений в Сочи возводят крупные частные российские компании.
В частности, «Интеррос» к концу следующего года планирует завершить строительство объекта «Роза Хутор», куда войдут горнолыжная трасса и гостиницы, а компания «Базовый элемент» будет строить горную олимпийскую деревню, которая после Зимней Олимпиады 2014 года, будет использоваться как гостиничный комплекс.
Другие российские бизнесмены могут счесть целесообразным вложение денег в цементные заводы в Абхазии. Так работает свободный рынок, принципы которого так рьяно поддерживает покровитель Саакашвили – США. Интересно, как Бурджанадзе собирается помешать частному бизнесу, решения которого об инвестициях неподконтрольны государству РФ? Будет призывать к нарушению общепринятых демократических норм, критиковать вред инвестиций, или призывать Россию вернуться к командной экономике?
«У официальных властей Грузии больное воображение. К этому мы давно уже привыкли, а сейчас в этом убеждается всё мировое сообщество», - заявил в пятницу спикер парламента Абхазии Нугзар Ашуба.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.