Предпринимательница Эдита Асатрян создала уникальную систему, благодаря которой экологически чистые продукты стали доступны широким слоям покупателей. Она основана на грамотном взаимодействии с поставщиками и снижении издержек за счет правильной системы хранения.
Буквально на днях успешная бизнесвумен Эдита Асатрян вышла на рынок ритейла и открыла магазин "Шпинат". Это один из первых в России проектов, специализирующийся на продаже экологически чистых продуктов питания, которые хранятся по ее собственной уникальной методике, позволяющей сохранять вкусовые качества на самом высоком уровне. Ключевым этапом ее карьеры стал 2020 год. Когда мир столкнулся с пандемией, Эдита кардинально изменила маркетинговый подход на рынке HoReCa, открыв собственную компанию по поставке продуктов питания в крупнейшие рестораны России. Залогом успешного старта и развития бизнеса стали уникальная система по сокращению потерь и высокий уровень сервиса. В перспективе Эдита собирается создать собственное производство овощей.
— Эдита, всего за несколько лет ваша компания стала одной из самых успешных и крупных в России. Что, на ваш взгляд, стало ключевыми факторами столь впечатляющего успеха?
— У нас в семье все занимаются бизнесом — мой муж, мои родители. Они всегда для меня были примером для подражания. Я тоже решила открыть свое дело, создала компанию по поставке овощей и фруктов в рестораны. Приоритеты определила сразу — высокое качество и возможность поставки продуктов по требованию. Мой муж также имеет бизнес в сфере торговли, у него к тому моменту были налажены контакты с ведущими поставщиками как в России, так и в странах СНГ. Это было очень важно, поскольку старт бизнеса совпал с ковидными ограничениями, закрытием границ. Мы смогли избежать перебоев в поставках. Когда работаешь с предприятиями общественного питания важно отстроить систему сервиса. У большинства поставщиков доставка раз в день. Соответственно, если какой-то продукт заканчивается, ресторан исключает из меню все позиции, где он есть. Мы сделали ставку на возможность оперативного дозаказа, бывало, что и 5 килограммов помидоров привозили.
— Это ведь требует больших операционных издержек.
— Да, но благодаря моему индивидуальному подходу к клиентам, рестораторы поняли, что всегда могут на нас рассчитывать. Так нам удалось сформировать пул постоянных клиентов. Со временем в моей компании появился и распределительный центр, откуда овощи и фрукты водители развозят по ресторанам.
— Совсем недавно вы открыли свой первый магазин экологических продуктов "Шпинат". Как родилась эта идея?
— Не секрет, что со стороны потребителей есть запрос на свежие, качественные и недорогие овощи, фрукты и ягоды. Конечно, существуют сети магазинов экологически чистых продуктов, но из-за высоких цен многие семьи не могут себе позволить, например, купить ягоды детям зимой. Занимаясь поставками в рестораны, я поняла, что смогу и в рознице обеспечить доступные цены и широкий ассортимент.
Отправной точкой послужило то, что я нашла подходящее помещение. В перспективе я собираюсь создать торговую сеть "Шпинат", также рассматриваю возможность выйти в регионы, в частности, открыть магазины в других крупных городах России.
— Вы как успешный лидер, добились выдающихся результатов для развития своего бизнеса в сфере ритейла. Как вам удалось создать сплоченную команду, которая разделяет вашу миссию и ценности?
— Костяк команды — это мои близкие, в первую очередь — муж. Конечно, бывали и сложности, но я всегда говорю, что кризисы — это еще одна отправная точка для развития бизнеса. Важно заранее расставить цели и идти к ним, несмотря ни на что.
— Расскажите о системе хранения продуктов питания. Чем она отличается от других?
— В России разработаны стандарты для хранения, пожалуй, всех групп овощей, фруктов, ягод, зелени. Важно им неукоснительно следовать. А здесь возникают нюансы — каждый овощ или вид зелени нужно хранить при особой температуре. То есть, требуется разное холодильное оборудование. Я создала в своей компании распределительный центр, в котором каждый вид продуктов хранится ровно так, как положено. Второй важный аспект — мы используем холодильное оборудование при транспортировках. Особенно это актуально летом. Если просто доставить в грузовике зелень по 30-градусной жаре, то в торговом зале она быстро завянет. И, конечно, мы следим за тем, чтобы качественное хранение обеспечивалось непосредственно в магазине. За счет этого снижаются издержки и удается сдерживать рост цен. Вообще, относительно цен у меня жесткая позиция. Да, ситуация в экономике сложная, торговое предприятие должно работать в прибыль, но необходимо думать о покупателе, важно, чтобы у людей была возможность покупать качественные продукты независимо от дохода.
— На ваш взгляд, чего не хватает сегодня для развития сферы ритейла в целом?
— На мой взгляд, нужно расширять количество овощехранилищ. Многие из них, особенно в регионах, остались еще со времен СССР. Я разработала собственную систему по сокращению потерь за счет правильной системы хранения, а также работаю только с проверенными поставщиками, в которых уверена на сто процентов. Но если говорить по отрасли в целом, то необходимо создавать систему хранилищ для широкого ассортимента овощей и фруктов. Я думаю, что было бы правильно, если бы такие проекты субсидировались, поскольку они имеют большое социальное значение.
— Какие у вас есть планы на следующие 5 лет и какие важные проекты вы хотели бы реализовать в будущем?
— Я рассчитываю расширять сотрудничество с ресторанами, масштабировать розницу через сеть магазинов "Шпинат". Также рассматриваю возможность открыть тепличное хозяйство для выращивания овощей в закрытом грунте. Пока занимаюсь мониторингом рынка, изучаю особенности этого бизнеса, просчитываю требуемые инвестиции. Конечно, ситуация в экономике для старта новых проектов непростая, но люди ходят в магазины во все времена. Поэтому я не сомневаюсь, что спрос будет.
— Какими качествами и профессиональными навыками нужно обладать, чтобы добиться высоких результатов в непростое для бизнеса время?
— Хватка, желание развиваться и перфекционизм. Я не готова идти на компромиссы в области качества, снижать уровень сервиса или поднимать цены. А все остальное — это бизнес-процессы, которые можно отладить и выбрать оптимальную модель.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.