Международный эксперт по развитию бизнеса оценила перспективы и возможности российско-белорусского партнерства в условиях частичной экономической изоляции.
В середине апреля в Москву прибыла правительственная делегация из Беларуси, в ходе визита министры экономики обеих стран — Юрий Чеботарь и Максим Решетников подписали Комплекс мероприятий по стимулированию инвестиционной активности. Обе стороны сообщили о росте объема взаимных инвестиций на фоне снижения инвестиций со стороны ряда других стран. Как отмечает бизнес-аналитик, эксперт по привлечению инвестиций и развитию крупного бизнеса Татьяна Колесникова, сама ситуация подталкивает Беларусь и Россию к наращиванию числа совместных проектов для более эффективного использования имеющихся ресурсов. В условиях, когда доступ к привычным источникам инвестиций затруднен, бизнесу стоит сконцентрироваться на более интенсивном использовании внутренних источников и поиске новых опций. О том, где стоит искать инвесторов и какие направления наиболее привлекательны для инвестиций — в интервью с Татьяной Колесниковой.
— Татьяна, хотя Беларусь и Россия наращивают объемы взаимных инвестиций, в то же время иностранные вложения в экономику обеих стран падают, в том числе из-за санкций. У вас за плечами есть успешный опыт по привлечению крупного иностранного капитала для ряда проектов в Беларуси. На чем стоит акцентировать внимание в поиске новых возможностей и какие пути для поиска инвесторов сейчас наиболее эффективны?
— Объем иностранных инвестиций в Россию и Беларусь действительно снизился, однако любой кризис — это время для роста. Когда одни компании уходят с рынка, освобождаются новые ниши, которые можно занять. Эту возможность и нужно презентовать новым инвесторам. В последнее время я замечаю, что нашим рынком интересуются в ОАЭ, в Китае, в Индии. Это актуально как для Беларуси, так и для России. Конечно, нужно учитывать некоторые санкционные риски, но санкции затрагивают лишь отдельные сектора экономики, тогда как поле для работы очень обширное. Промышленность, сельское хозяйство, торговля, ресторанный бизнес, любая отрасль может быть привлекательной при хорошей презентации и грамотном менеджменте. Поэтому внимание и усилия нужно фокусировать именно на этом, на поиске новых инвесторов и убеждении их в том, что сейчас — самое время для инвестиций.
— А можете выделить наиболее привлекательные сейчас направления для инвесторов?
— В первую очередь важно сосредоточиться на проектах, связанных с импортозамещением. Многие иностранные товары ушли, и теперь существует повышенный спрос на местную продукцию. Инвесторам важно видеть, что локальный бизнес способен заполнить эти пробелы, особенно в таких областях, как производство товаров первой необходимости, технологии и экологичные продукты. Например, транспорт из-за границы стал гораздо дороже, что делает местное производство более выгодным и привлекательным.
Также необходимо вкладываться в создание нового программного обеспечения для компаний. Бизнесу нужны свои программы для управления, которые решают текущие задачи, такие как учет ресурсов (ERP), автоматизация процессов, управление клиентами (CRM), логистика и финансы. Это поможет компаниям работать более эффективно, меньше зависеть от иностранных программ и защитить себя от рисков, связанных с санкциями. К тому же переход на местные IT-решения позволит сократить расходы и повысить конкурентоспособность. И развитие местного IT-сектора привлекает внимание инвесторов, поскольку это ключевое направление для роста бизнеса в сложные времена.
Важно также акцентировать внимание на снижении транспортных затрат и упрощении логистики, что также заинтересует инвесторов. Вот ряд направлений, которые дадут большую отдачу на вложенные в них средства.
— За свою карьеру вы прошли впечатляющий путь от маркетолога до топ-менеджера по стратегическому развитию компаний республиканского уровня. И в своей работе отметились не только успешным привлечением зарубежных инвесторов, но умением расширять бизнес за счет внутренних ресурсов предприятия. Что можете посоветовать в этом направлении компаниям из РФ и Беларуси, где искать резервы для роста?
— Есть целый ряд возможностей, большинство из которых доступны бизнесу любого уровня и направления как в России, так и в Беларуси. Они могут быть неочевидными, но их интенсивное использование позволяет компаниям расти даже в условиях нехватки средств. Во-первых, необходимо провести аудит финансов, выявить лишние расходы, перераспределить бюджеты и задействовать имеющиеся резервы. Во-вторых, следует уделить больше вниманию обучению и развитию сотрудников. Кадровые ресурсы являются одними из наиболее ценных для предприятия. В-третьих, следует вложиться в модернизацию оборудования и улучшение процессов. Я руководила несколькими проектами, связанными с модернизацией промышленного производства, и каждый раз все вложения окупались в короткие сроки за счет повышения производительности. Третий пункт связан с четвертым, который заключается во внедрении IT-систем для автоматизации и управления производственными процессами. Это также помогает нам экономить ресурсы за счет большей отдачи с каждого человека на производстве.
Также можно пересмотреть свою линейку продуктов, разработать новую продукцию в контексте импортозамещения, чтобы занять пустующие ниши. Это позволит перестроить маркетинговую политику, привлечь новых клиентов через акцент на местное производство. Такое позиционирование позволит выстроить новые партнерские связи с другими местными компаниями и властями. И, наконец, стоит уделить внимание оптимизации цепочек поставок, сделать акцент на работе с местными поставщиками. Все это в совокупности даст синергический эффект, а найденные ресурсы помогут компаниям адаптироваться и расти в кризисных условиях.
— В СНГ вы один из немногих топ-менеджеров, которые активно и эффективно внедряют в бизнес-процессы CRM и ERP для компаний разного уровня. Расскажите, какими еще инструментами антикризисного менеджмента вы пользовались при развитии проектов, масштабировании бизнеса?
— Основные инструменты антикризисного менеджмента, которые я использовала при развитии проектов, включают в себя:
Каждый инструмент универсален и может быть применен на практике руководителями бизнеса в зависимости от потребностей предприятия.
— Вы последовательно работали менеджером по развитию в нескольких компаниях разного уровня — от сети ресторанов до промышленного предприятия с зарубежными филиалами. Какие отличия и сходства можете отметить в стратегиях развития для проектов разного масштаба?
— Работа менеджером по развитию в компаниях разного масштаба, от малого до крупного бизнеса, имеет как схожие, так и отличительные черты. Сходства можно найти в следующем. Первое — это фокус на потребностях клиентов бизнеса, будь то B2B или B2C. Например, в ресторанах ключевая цель — удовлетворение потребностей конечных клиентов, это B2C. В то время как в промышленности, как в компании "Риона СИЭМЖИ”, основное внимание уделяется потребностям бизнес-клиентов, таких как компании, закупающие продукцию для дальнейшей переработки или продаж, это B2B. Однако и в том, и в другом случае важно глубокое понимание нужд клиентов, чтобы предлагать оптимальные решения для их бизнеса или потребления. Второе сходство в поиске новых возможностей для роста. Независимо от размера бизнеса, ключевая задача — расширение рынка и создание новых продуктов или решений для удовлетворения потребностей клиентов. В ресторанах это могут быть новые блюда или сервисы, в то время как в промышленности — инновации в производстве или улучшение упаковки для бизнеса. И третье — коммуникация и партнерство. И малый, и крупный бизнес для успешного развития требует налаживания прочных связей с контрагентами. Выстраивание долгосрочных отношений с партнерами способствует стабильности бизнеса.
Отличия, конечно, прежде всего затрагивают доступный для развития бюджет и ресурсы. В крупном бизнесе у менеджера по развитию больше ресурсов для реализации масштабных проектов, таких как внедрение новых технологий или расширение производства. В малом бизнесе бюджет и ресурсы более ограничены, поэтому решение задач требует большей гибкости и креативности для достижения целей при меньших затратах. Далее идут процессы и структура. В малом бизнесе процессы зачастую более гибкие, а решения принимаются быстрее. В крупной компании структура сложнее и требуется учитывать больше уровней управления, что может замедлять принятие решений, но при этом она позволяет внедрять масштабные проекты с минимизацией рисков. Также размер компании влияет на управление изменениями: в малом бизнесе изменения внедрять проще и быстрее, так как меньше сотрудников и процессов, тогда как в крупной компании внедрение новых стратегий требует детального планирования, чтобы не нарушить текущие операционные процессы и сохранить стабильность.
Еще одним важным отличием является возможность масштабирования. В условиях конкуренции крупные компании, предлагающие разнообразный ассортимент продукции, имеют значительное преимущество перед более мелкими предприятиями с ограниченным выбором товаров. Например, при комплексной поставке нескольких видов продукции от одного поставщика клиентам удается оптимизировать логистику и сократить транспортные расходы. Это не только упрощает процесс закупки, но и повышает лояльность клиентов, так как компания может поддерживать необходимый уровень запасов на своих складах, обеспечивая своевременные поставки. Кроме того, по мере роста бизнеса крупные компании привлекают больше внимания со стороны банков, которые готовы предложить более выгодные финансовые условия и инструменты. Для банков крупные компании представляют меньшие риски, а объем их операций делает сотрудничество более перспективным, в отличие от работы с небольшими предприятиями.
— Ранее вы выступали членом жюри международной премии Best Business Awards, где оценивали сотни проектов бизнесменов из Беларуси и России по разным номинациям. Имея такую экспертизу, скажите, насколько реализуемы планы правительств РБ и Беларуси по увеличению количества совместных проектов на бизнес-уровне?
— Конечно, планы всегда выглядят хорошо на бумаге, а в реальности сталкиваются со множеством "оврагов” и разных переменных, которые могут их перечеркнуть. Но я увидела, что бизнес и в России, и в Беларуси, и в других странах СНГ готов к сотрудничеству, нацелен на положительное взаимодействие, иными словами открыт для предложений. Поэтому озвученные планы по углублению экономического партнерства выглядят очень перспективными. И я также могу сказать, что рада, что мне удалось поучаствовать в таком мероприятии, что я смогла не только оценить проекты конкурсантов, но и где-то поделиться опытом, наладить контакты, внести свою лепту в развитие сотрудничества между разными странами.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.