Эксперт в области корпоративных финансов и корпоративно-инвестиционного банкинга рассказал, как лидерские качества способствуют достижению успеха в этой сфере и как переговоры помогают привлекать миллиардные инвестиции в экономику страны.
Специалисты финансовой отрасли становятся на вес золота в России. По данным Минэкономразвития РФ спрос на них по итогам 2022 года составил 1,3 млн человек. Одним из важных направлений являются корпоративные финансы и инвестиционное банковское дело. Но работать в этой сфере может не каждый выпускник финансового вуза. Помимо соответствующего образования, необходимо пройти профессиональную сертификацию и накопить практический опыт. Развитие ключевых навыков и непрерывное самообразование помогут добиться успеха в этой быстро меняющейся и востребованной сфере, говорит Артём Ноздряков, эксперт в области корпоративных финансов и корпоративно-инвестиционного банкинга. Он прошел путь от аналитика инвестиционной группы до индустриального директора одного из крупнейших западных банков в России. Как стать ведущим финансовым специалистом в компании и завоевать авторитет на международном уровне — в интервью с Артёмом Ноздряковым.
— Артём, на ваш взгляд, чем привлекательна для молодых специалистов с экономическим образованием область корпоративных финансов и корпоративно-инвестиционного банкинга? И чем эта сфера, которой вы посвятили почти 20 лет, интересна лично вам?
— Думаю, что для многих решающую роль играют перспективы отрасли, разнообразие должностных обязанностей, возможность карьерного роста и высокая зарплата. Меня эта сфера привлекает своей динамикой и значимостью для развития компаний и экономики в целом. Она позволяет не только работать с крупными корпоративными клиентами, но и участвовать в стратегическом принятии решений, которые влияют на будущие инвестиции и финансовое здоровье организаций. Каждый проект — это уникальная возможность применить свои знания и опыт для развития деловых отношений на международной арене.
— Ключевым специалистом в компании становятся не сразу. Вы, например, прошли множество ступеней карьерной лестницы, пока не стали работать с самыми значимыми клиентами крупного банка "ЮниКредит” и проводить для них масштабные сделки. Что помогало в профессиональном росте?
— В первую очередь, это поддержка семьи. Второе — сильные навыки мультикультурного взаимодействия и умение находить общий язык с людьми из разных культур. Благодаря этому у меня появились стремление к развитию международного сотрудничества и торговли, желание играть центральную роль в организации процессов и людей, сильная воля к лидерству, любовь к сложным переговорам и нахождению компромиссов.
— Умение договариваться стало решающим, когда вы начали работать в ведущих компаниях страны. В своей практике вы неоднократно привлекали зарубежный заемный капитал для развития крупнейших корпораций России в области нефтегаза, металлургии, горной добычи и других. Расскажите, как вам это удается?
— Большую роль играет многосторонний опыт работы как в корпоративном сегменте, так и в банковской сфере. Работая в команде корпоративных финансов крупнейших компаний страны, я детально анализировал потребности бизнеса, изучал его бизнес-модели и устанавливал прочные связи с кредитующими банками. С точки зрения банковской деятельности, я активно применял кросс-функциональные группы для структурирования сделок, адаптируя условия финансирования как под требования компаний-заемщиков, так и международных кредиторов.
— Проекты корпораций в ведущих отраслях сопряжены с огромными инвестициями, которые порой сопоставимы с бюджетами отдельных регионов. Пробовали подсчитать, сколько стоит умение договариваться, какой капитал привлекли в сумме, и с чем она сравнима?
— Если так, то умение договариваться стоит миллиарды. Корпорации, которые работают в нефтегазовой, нефтехимической, транспортной и металлургической отраслях, действительно оперируют крупными суммами. Точную цифру не назову, но могу с уверенность сказать, что в общей сложности мне удалось привлечь более 20 миллиардов долларов США. Это более полутора триллионов рублей. Примерно столько стоило строительство всех объектов к Олимпиаде в Сочи.
— Большим шагом в вашей карьере стала первая в России ESG сделка, когда несколько ведущих международных банков предоставили кредит свыше миллиарда долларов одному из лидеров металлургической отрасли нашей страны в привязке к ESG показателям. Что вы предприняли для ее успешного проведения?
— Первый синдицированный ESG-кредит был не только значимым шагом для компании-заемщика, глобального игрока, но и важным событием для всего рынка. Мне поручили управление кросс-функциональной международной командой нашего банка, поскольку требовалась совместная работа финансистов, юристов, аналитиков и экологических консультантов для выполнения всех требований и создания привлекательных условий как для компании, так и для кредиторов. Мы, вместе с другими банками-участниками, смогли структурировать сделку с учетом экологических критериев, что позволило создать структуру финансирования, в которой процентная ставка для заемщика зависела от успешности выполнения им целей по сокращению выбросов вредных веществ в окружающую среду.
— Вы также возглавили два важных проекта одного из крупнейших международных банков в РФ "ЮниКредит", и снова ваши лидерские качества помогли координировать действия команд в разных странах. В чем были особенности этих проектов?
— Это были приоритетные проекты, направленные на увеличение продаж определенных банковских продуктов и сервисов в целевых регионах. Инициатива требовала сотрудничества между продуктовыми подразделениями в Женеве и Мюнхене, индустриальными директорами, менеджерами по работе с клиентами в Москве и локальными менеджерами в зарубежных регионах присутствия банка. Аналогичным образом в рамках проекта по Азиатско-Тихоокеанскому региону я руководил усилиями команд в Пекине, Шанхае, Гонконге и Сингапуре, сосредоточив внимание на трейдерах и производственных активах крупных российских товаропроизводителей в этих территориях. Должен сказать, что сложно осуществлять межфункциональное и международное взаимодействие сквозь часовые пояса и культуры. Но в итоге обе инициативы достигли впечатляющих результатов, продемонстрировав рост совокупного годового дохода в рамках этих программ.
— Для своей компании вы сделали много, начиная от решения вопросов управления персоналом до управления портфелем крупных корпоративных клиентов с выручкой свыше одного миллиарда долларов США. Но сейчас вы завершили карьеру в банке. Почему?
— Я бы сказал, я сделал перерыв в карьере. Я поступил в Саффолкский университет в США. Более глубоко буду изучать бизнес-аналитику, как дополнение к моей основной области, финансам. Моя цель — получить степень магистра наук в этой области. Уверен, что академические знания принесут пользу и позволят качественно двигаться вперед. Учиться в нашей сфере необходимо постоянно, чтобы быть востребованным. Одновременно с этим мне интересно и делиться накопленным опытом — в 2022 году я опубликовал свою первую академическую статью в профессиональном издании и сейчас работаю над новыми материалами.
— Что посоветуете молодым специалистам, которые хотят построить такую же блестящую карьеру в области финансов?
— Не бояться брать на себя сложные задачи, детально вникать во все нюансы, анализировать последствия каждого шага. У каждого в жизни бывает первая сделка, и от того, насколько она окажется удачной, во многом зависит дальнейшая карьера. Работайте на свое имя, и через некоторое время имя будет работать на вас.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.