Илья Павленков: В 13 лет я нашел уязвимости городского сайта, а позже научил ИИ работать за десятерых

11:54

Разработчик передовых цифровых продуктов рассказал о том, как искусственный интеллект в разы снижает расходы бизнеса на персонал.

Все больше компаний внедряют новые технологии для ведения бизнеса и увеличения продаж. Как "цифра" помогает находить клиентов и выводить товары на рынок, внедрять бренды и позиционировать их в соцсетях обсудили участники Евразийской недели маркетинга, прошедшей 2-3 декабря 2022 года в Екатеринбурге. О том, как цифровые инструменты позволяют ускорить продвижение товаров и освободить от рутины работников предприятий, мы поговорили с Ильей Павленковым — основателем и руководителем нескольких IT-компаний, неоднократным участником и победителем профильных хакатонов, ментором международных проектов.

— Илья, мир маркетинга существуют так же давно, как и мир торговли. Как сравнительно недавно появившиеся IT-технологии могут помочь специалистам в продвижении и реализации товаров и услуг?

— Люди давно не применяют товарообмен, и все реже встречаются по разные стороны прилавков. Даже розница — основа всей торговли — уверенно переезжает на виртуальные площадки маркетплейсов и другие электронные цифровые ресурсы. Последние десятилетия ИТ помогает уже не просто организовать встречу покупателя и продавца онлайн, а создает инструменты, многократно ускоряющие весь процесс товарно-денежных отношений, делая его максимально быстрым и удобным для всех его участников. Сегодня мир погрузился в огромные массивы данных, которые ни один мозг, даже самый гениальный, не в состоянии обработать. В этой новой реальности, если говорить концептуально, я создаю адекватные времени инструменты, позволяющие не утонуть в этом океане информации, экономя время и силы.

— Одним их таких инструментов является ваш проект Jetlex, который позволяет высвобождать человеческие ресурсы за счет автоматизации рутинных задач. Расскажите, как вы пришли к его созданию?

— В 2019 году я искал возможности для реализации своих идей использования машинного обучения при работе с текстами. Ничего подобного на тот момент на рынке я не встречал. Однажды моим постом в социальной сети заинтересовался генеральный директор одной из крупных консалтинговых компаний, специализирующихся на бухгалтерских услугах. После небольшой презентации он, увидев гигантский потенциал продукта и перспективы колоссальной экономии, выделил под проект значительную сумму. Это дало мне возможность полностью погрузиться в проект. Я разработал первую версию продукта, набрал команду разработчиков и Data Scientists. В дальнейшем занимался наймом менеджеров продаж, технических специалистов и других сотрудников, стратегическим планированием, одновременно развивая продукт и зарабатывая деньги.

— Ваша разработка еще на стадии реализации привлекла внимание и других инвесторов, в частности "Фонда развития интернет-инициатив”, "Фонда содействия инновациям” и "Альфа акселератора”, вложивших в совокупности в проект более 20 миллионов рублей. Почему ИТ продукт вызвал такой интерес, учитывая, что сейчас много аналогичных инструментов?

— Это объясняется его уникальным преимуществом — в отличие от конкурентов наш продукт реально использует машинное обучение. Разработанные после большого количества научных экспериментов модели ИИ позволяют с высокой точностью обрабатывать документы, благодаря чему не нужно привлекать большое количество операторов, как это происходит у наших конкурентов. Это дает нам преимущество в ценовой политике. Каждый этап обработки использует свой алгоритм, что позволяет добиться высокой точности и скорости работы системы. Наш продукт любят бухгалтеры за удобный интерфейс с интуитивным управлением и за его точную двухстороннюю синхронизацию с 1С, которая позволяет прямо из программы работать со всеми базами данных предприятия. Это также отличает наш сервис от решений конкурентов.

— Насколько я понимаю, это и позволяет бизнесу экономить ресурсы?

— Абсолютно верно. Этот продукт позволяет примерно в десять раз ускорить ввод учетных документов в электронную базу предприятия, тем самым высвободив время сотрудников, главным образом, бухгалтеров, которое они могут потратить на выполнение более квалифицированных задач. Особенно этот инструмент актуален при переходе организаций на электронные базы данных, так как позволяет осуществить этот процесс без потрясений, как это обычно бывает. Короновирус и всеобщий перевод страны на удаленную работу кратно увеличил востребованность проекта, так как перед большинством организаций возникла острая необходимость в переводе всего учета в онлайн. Каждый месяц к нам приходили около 50 новых клиентов.

— Если программ по автоматизации бизнес-процессов в разных вариациях сейчас много, то у еще одного вашего ИТ проекта — Cucomm — нет аналогов. Разработка направлена на оптимизацию затрат в онлайн-торговле и маркетинг. В нее вложил средства фонд Бортникова. Как этот инструмент может помочь бизнесу?

— Это программа-расширение в браузере, выводящая маркетинг на новый уровень. Она позволяет найти клиентов со средним и большим чеком, анализируя всю активность пользователей фейсбука по множеству параметров: пол, возраст, увлечения, локация и прочее. Далее программа сама ставит лайки под определенными сообщениями, шлет запросы в друзья и пишет в личку и группы, симулируя поведение живого человека. По эффективности программа равна работе семи квалифицированных специалистов. К тому же она максимально проста в использовании. Сucomm активно используют маркетинговые агентства, владельцы SaaS-сервисов, организаторы мероприятий и владельцы бизнеса.

Этот проект я начинал делать один, самостоятельно зарегистрировал юридическое лицо, вел бухгалтерию, разработал продукт, более того маркетинг и продажи тоже были на мне. В результате в одиночку я запустил продукт и сделал компанию прибыльной, после чего начал нанимать команду и масштабировать бизнес. В этом году мы перенесли компанию в Армению и сейчас активно занимаемся международной экспансией.

— ИТ стартапов сейчас множество. Но далеко не все выживают. Поделитесь своим методом создания успешных проектов.

— Придумать уникальную идею и даже продать её, собрав деньги на запуск стартапа, это еще далеко не все. Создать востребованный продукт, отвечающий ожиданиям инвесторов, мне помогают широкие компетенции, которые я накопил еще с детства. В 12 лет, когда в браузере обнаружил кнопку "Посмотреть исходный код", не имея ни малейшего представления об HTML, методом "обратной инженерии" я разобрался, как изменение кода влияет на отображение страницы, составил справочник по тэгам. В 13 лет я нашел уязвимости городского сайта, а позже научил ИИ работать за десятерых. А потом открыл свой интернет-магазин цифровых товаров, зарегистрировав его на мать, и начал изучать языки программирования. Первую работу я получил во время обучения на втором курсе Московского энергетического института. Тогда мне пришлось за две недели выучить язык JavaScript. Потом были Jetlex, Cucomm и другие проекты.

— Сегодня вы не только автор собственных уникальных проектов и разработчик цифровых решений для сторонних заказчиков. Вы являетесь ментором международных проектов. Расскажите, как вы достигли уровня эксперта в цифровом мире?

— Я думаю, дело в моем любопытстве и желании разобраться, каким образом новые технологии могут принести практическую пользу. Я много раз принимал участие в отраслевых конференциях, где делился своим опытом разработки, был неоднократным участником и победителем профильных хакатонов. Например, в 2018 году ещё до Cucomm я победил в Kaggle — конкурсе проектов, основанных на машинном обучении, с моделью, которая распознает мебель по фотографии и относит её к одной из 128 категорий. В том же 2018 году с командой выиграл хакатон MentorHack. Наша программа читала рабочую переписку, распознавала в ней задачи и вносила их в систему управления проектами.

Думаю, успех моих продуктов и результаты моего участия в международных проектах заставили прислушиваться к моему мнению, как к экспертному.

— Если вернуться к теме нашего разговора, что помогает вам экономить финансовые и временные ресурсы, ведь вы тоже по сути продаете свои продукты, занимаетесь маркетингом и продажами?

— У меня есть опыт построения бизнеса и создания сложных цифровых продуктов с нуля. Я могу с лёта включиться в любой управленческий, технический или коммерческий вопрос и самостоятельно закрыть проблему, не тратя время и ресурсы на привлечение сторонних специалистов. В процессе реализации проектов жизнь заставила меня бережно относиться к собственным ресурсам, главный из которых — время. Для этого я разработал свою методику принятия решения в сложных ситуациях, позволяющую выбирать оптимальное решение, учитывающее все критерии и их значимость. Оставлять время на решение более важных задач мне позволяет собственный подход к интервьюированию претендентов на работу в нашей команде. Например, мне достаточно первых 15 минут проверки "скилов" соискателя в написании кода, чтобы понять, стоит ли продолжать собеседование. Дальнейшая проверка также занимает минимальное время, но дает необходимое представление о компетенциях специалиста. Этот способ позволяет мне экономить около часа времени на одном собеседовании.

— Какие возможности, на ваш взгляд, в ближайшем будущем откроют для маркетологов и предпринимателей новые технологии?

— Ещё лет десять назад я понял, что будущее за искусственным интеллектом. С того времени я активно занимаюсь машинным обучением, включаюсь в международные программы и конкурсы по этой тематике. Лидерство моих продуктов на рынке, в которые я внедряю модели ИИ, подтверждает правильность моего видения будущего. В нём я хочу реализовать огромное количество идей, способных сделать жизнь человечества лучше, освободить людей от примитивных и трудоемких задач, создать возможности для раскрытия их творческого потенциала. Сейчас мы разрабатываем новую версию Cucomm, позволяющую быстро и удобно решать главную задачу маркетинга — помогать продавцам и покупателям находить друг друга. Создаем десктопный вариант системы, также разрабатываем встроенную CRM. В планах создание отдельной компании, которая будет заниматься разработкой широкого спектра цифровых решений для бизнеса.

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Александр Приходько
Александр Приходько — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Редактор Елена Тимошкина
Елена Тимошкина — шеф-редактор Правды.Ру *
Обсудить