Владимир Дюкарев: Передовые технологии позволяют выявлять и блокировать до 99% мошенничеств в отношении клиентов банка

Как искусственный интеллект противостоит обманам в банковской сфере
8:29

Разработчик уникальной модели распознавания мошенничества рассказал, как искусственный интеллект противостоит обманам в финансовой сфере.

Количество мошеннических операций в первом квартале 2024 года увеличилось почти на 17% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Отчет о сделках без согласия клиентов опубликовал Банк России. Согласно исследованию, в два раза возросло и число атак, совершенных через систему быстрых платежей и электронные кошельки, россияне в результате потеряли 1,13 миллиарда рублей. Количество же самих переводов в пользу мошенников выросло втрое. Финансовые учреждения в ответ усиливают меры защиты — им удалось предотвратить в пять раз больше мошеннических атак, чем за три месяца прошлого года. Способствуют этому разработки российских инженеров. Так, уникальную модель для борьбы с киберпреступниками создал Владимир Дюкарев, руководитель направления по аналитике данных в Сбербанке. Его система использует искусственный интеллект и выявляет почти на 45% больше мошеннических транзакций по сравнению с американским аналогом. С талантливым разработчиком, членом международной организации инженеров IEEE, а также призером международного конкурса "Лидеры цифровой трансформации” мы поговорили о том, как нейросети помогают вычислять киберпреступников в финансовой сфере и защищать сбережения россиян.

— Владимир, цифры статистики ужасают: потери клиентов банков от мошеннических действий исчисляются миллиардами рублей. Вы отвечаете за безопасность средств клиентов одного из крупнейших банков России. Почему так происходит, неужели банки не могут защитить клиентов?

— Могут и защищают. У банков есть надежные системы безопасности, обойти которые практически невозможно, и криминальные умы это понимают. Поэтому ставку они делают на психологию человека, нашего клиента, который по разным причинам верит им и практически добровольно отдает свои деньги. Наша основная задача — распознать подозрительную транзакцию и принять меры. Над этим мы работаем постоянно, ведь банки несут большую ответственность за мошеннические переводы средств со счетов клиентов. А с 25 июля к тому же начнет действовать закон, который обязывает банки проверять подозрительные транзакции и приостанавливать явно мошеннические операции между счетами физлиц, даже если имеется согласие клиента. Такие операции будут заморожены на два дня. Если средства все же переведут, клиенту возместят сумму операции, о которой он не знал, и которую совершили без его добровольного согласия.

— Работая в Центре искусственного интеллекта в банке, вы еще год назад создали универсальную модель искусственного интеллекта, которая эффективно выявляет мошенничество. Она быстро идентифицирует подозрительные операции, что позволяет банку предотвращать их до того, как они приведут к финансовым потерям. Расскажите, как это устроено?

— На основе информации из хранилища формируется набор данных, содержащий как мошеннические, так и законные события. Затем с использованием определенной методики строится модель машинного обучения, которая старается выявить мошеннические случаи с помощью анализа признаков. В результате у меня получилась модель, способная определять фрод, то есть мошенничество, с большой точностью. После этого я интегрировал ее в систему фрод-мониторинга, и она функционирует в реальном времени, оценивая вероятность мошенничества для каждой операции клиента банка. После тестирования независимым управлением валидации моя модель первой в нашем подразделении получила статус SOTA-решения, то есть самого современного и продвинутого.

— Сейчас вы ведущий сотрудник Департамента противодействия мошенничеству и продолжаете работать над моделями ИИ для борьбы с этим видом преступлений. Ваша деятельность на одном из важнейших направлений способствует защите клиентов, и они не сомневаются в надежности банка. Как этот результат оценивается в цифрах?

— Система фрод-мониторинга в банке сложная и многоуровневая, одним из ее компонентов являются модели искусственного интеллекта, которые в онлайн и офлайн режимах выявляют мошеннические операции. Моя модель увеличила долю выявляемого фрода на 44,9% по сравнению с прошлой разработкой от американской компании, при этом она в четыре раза меньше ошибается. Эффективность нашего фрод-мониторинга высокая: 99% мошенничеств в отношении юрлиц и предпринимателей выявляется и блокируется. И это притом, что сквозь систему проходят миллионы операций ежедневно.

— С учетом резкого роста числе киберпреступлений в финансовом секторе ваши наработки могут быть очень полезны коллегам в других банках. Планируете ими как-то делиться?

— Да, я работаю над несколькими научными статьями, которые, считаю, будут полезны специалистам по искусственному интеллекту и машинному обучению. Планируются к публикации статьи в такие крупные и авторитетные журналы, как The American Journal of Engineering and Technology, а также Asian Journal of Research in Computer Science.

— Кроме того, вы работали в жюри самого масштабного хакатона в сфере ИИ "Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект", где не только оценивали кейсы, но и делились с участниками своим опытом и знаниями. Чем вам интересна такая работа?

— Приглашение в жюри означает, что меня признают как профессионала и доверяют моему экспертному мнению. Так что эта работа почетна и к тому же ответственна, ведь оценивать нужно лучших специалистов в области информационных технологий, аналитики и разработки моделей искусственного интеллекта со всей страны. Проекты у них интересные и имеют прикладное значение в самых разных отраслях экономики: от строительства до здравоохранения. Но в любом проекте требуется высокий уровень ИТ, это для меня как раз было основным критерием выставления баллов. Ну и, конечно, меня интересовало, как участники видят перспективы развития своих идей. Некоторые из них мы обсудили уже за рамками хакатона.

— Как вы думаете, развитие искусственного интеллекта может положить конец мошенничеству? Сейчас ведь даже сотовые операторы предлагают интеллектуальных ботов-автоответчиков для ответов на подозрительные звонки.

— Развитие искусственного интеллекта дает преимущество как тем, кто борется с мошенничеством, так и злоумышленникам. Например, уже сейчас в мировой практике мы видим случаи подделки голоса и даже видеоизображения, что позволяет мошенникам завоевать доверие человека и манипулировать им. Поэтому борьба между преступниками и защитниками будет продолжаться и дальше.

— Вы находитесь на переднем крае этой борьбы. Какие практические советы можете дать клиентам: на что обращать внимание, чтобы не лишиться денег?

— Самое главное — не сообщать каким-либо людям коды и пароли, которые приходят к вам на телефон от банка. Совет кажется банальным, его дают все банки своим клиентам, о нем напоминают полицейские, которые расследуют кибермошенничества, но он действительно рабочий. Если вы уже ведете диалог с возможным преступником, важно выйти из стрессовой ситуации, в которую вас загоняет звонящий человек. Кем бы он ни представлялся, сделайте паузу, скажите, что вам нужно подумать, что вы не можете принимать решения прямо сейчас, попросите перезвонить, посоветуйтесь с близким человеком или личным знакомым, которому вы доверяете. Также вы всегда можете позвонить на номер горячей линии своего банка и попросить совета и помощи, когда речь идет о деньгах и кредитах. Самая надежная защита — разум и хладнокровие.

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Александр Приходько
Александр Приходько — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Редактор Елена Тимошкина
Елена Тимошкина — шеф-редактор Правды.Ру *
Обсудить