Ведущий специалист в сфере дополнительного профессионального образования рассказала, как создаются новые образовательные программы переподготовки специалистов и как оценить их соответствие требованиям рынка.
Наличие профессионального или дополнительного профессионального образование в сфере закупок стало обязательным требованием к работникам контрактных служб. В ближайшие годы Минэкономразвития планирует продолжить активную законотворческую работу по масштабному переходу контрактной системы на электронные процедуры. Оптимизация процессов, по мнению экспертов, должна привлечь на рынок госзакупок новых игроков из малого и среднего бизнеса, однако любые новшества повышают и требования к компетенции специалистов по закупкам. С 2017 года все работники контрактных служб и контрактные управляющие в обязательном порядке должны иметь высшее или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Стабильно растущий спрос на образовательные услуги породил широкий ассортимент предложений, а следом и необходимость контроля их качества.
Чему должны учить на курсах профессиональной переподготовки, как на образовательные программы повлияли новые профессиональные стандарты и зачем разрабатываются системы оценки квалификаций, поговорили с ведущим специалистом в сфере дополнительного профессионального образования, заместителем директора Центра развития конкурентной политики и государственного заказа Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и автором курсов профессионального обучения для специалистов в сфере государственных закупок Оксаной Щербаковой.
— Оксана, в большинстве учебных заведений России еще нет даже магистратур по госзакупкам, и пока потребность в обучении специалистов контрактных служб и контрактных управляющих закрывает система дополнительного образования. Вы 17 лет ведете профессиональную деятельность в этой сфере. Не отпугнули ли, на ваш взгляд, новые требования тех, кто хотел бы работать в системе госзакупок?
— Нет, конечно. Потому что без тех знаний, который дают курсы повышения квалификации или курс переподготовки работать в сфере госзакупок невозможно. Базового образованием бухгалтера, экономиста или юриста недостаточно для того, чтобы осуществлять все необходимые функции. Я напомню, что тот же контрактный управляющий мало того что занимается подготовкой документов, ведет консультации с поставщиками, размещает информацию в сети Интернет, при необходимости едет в суды и контролирующие органы, так еще и несет уголовную ответственность за свои действия. А это очень хороший стимул, чтобы идти учиться. Поэтому и до введения требования обязательного высшего или дополнительного образования в сфере государственных закупок желающих получить знания было достаточно. Ну а со второй половины 2016 года, когда были анонсированы новые правила, он только растет.
— В 2014 году вы вошли в рабочую группу, которая в рамках госконтракта разработала два профессиональных стандарта — "Специалист в сфере закупок" и "Эксперт в сфере закупок". Что это за документы и как они повлияли на формирование программ обучения?
— Профессиональный стандарт — это документ, который содержит перечень требований к специалисту и отвечает на вопрос "кто должен делать работу". В нашем случае — "кто" должен работать в сфере закупок. В нашей стране существует почти полторы тысячи профессиональных стандартов. Они затрагивают практически все сферы экономики, производства, сельского хозяйства, космической сферы, атомной промышленности, образования, здравоохранения, но до недавнего времени — не сферу госзакупок. Это значит, что не было единых требований к специалистам а, следовательно, и к программам их обучения по данному направлению. Развитие системы госзакупок и рост интереса к работе в ней сделал принятие такого документа крайне необходимым. Поэтому его разработка и велась в рамках государственного контракта, который был заключен между Министерством экономического развития РФ и Российской академии народного хозяйства и государственной службы. Теперь у нас в стране есть документ, в котором четко прописано что должен уметь делать специалист и эксперт по госзакупкам, а следовательно есть понимание, чему их нужно учить.
— В рамках данного проекта Российской академии народного хозяйства и государственной службы вы организовали 5 научно-практических конференций, а также совместные заседания с Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям и с членами Общественного совета при Минэкономразвития России. Что ещё включила в себя работа над стандартами и как вам удалось выполнить ее в довольно небольшой срок?
— Я была частью отличной команды академии. Наша образовательная организация — основоположник бизнес-образования в России и много лет удерживает лидерство в этой сфере. Сегодня это национальный научно-исследовательский центр и уникальная экосистема, объединяющая образование, науку и консалтинг. И весь наш опыт научно- исследовательской работы, наработанный годами, мы реализовали работая над этим госзаказом. На первом этапе мы собрали и проанализировали мнения всех заинтересованных сторон о том, что специалисты в сфере закупок должны уметь и знать. А после того как критерии были сформулированы, протестировали их. Для этого вместе с учебно-методическим отделом Академии бизнеса и управления системами в Волгограде, которая стала пилотной площадкой для апробации, я подготовила две новые программы обучения уже с учетом разработанных профессиональных критериев. Коллеги провели обучение, оценили знания, провели анкетирование и подтвердили качество полученного по этим программам образования. После этого, в 2015 году данные стандарты были утверждены приказами Министерства труда и социальной защиты РФ. И теперь они используются всеми образовательными организациями при разработке профессиональных образовательных программ и работодателями для формирования кадровой политики, разработки должностных инструкций и организации аттестации работников.
— Вы являете автором нескольких курсов профессионального обучения для специалистов в сфере государственных закупок, которые прошли тысячи человек. Появление профессиональных стандартов в этой сфере стало для вас стимулом к новым разработкам?
— Вообще на разработку новых программ влияет не только появление профстандарта. Создание прогрессивных образовательных продуктов — это моя работа. Я постоянно мониторю образовательные услуги на рынке, тесно работаю с представителями государственных служб. Это позволяет быстро реагировать и адаптировать программы под возникающие потребности. К примеру, сейчас идет цифровизация многих закупочных процессов — значит мы должны обучать и этому. В прошлом году я разработала единую программу повышения квалификации "Управление государственными и муниципальными закупками", которая как раз учитывала все требования к специалистам в сфере закупок, прописанные в профессиональных стандартах. Кстати в ней мы применили инновационные технологии дистанционной формы обучения.
— Вы входите в совет экспертов Фонда развития профессиональных квалификаций Торгово-промышленной палаты РФ и занимаетесь координацией и проведением профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ. Что это за процедура и какие еще задачи стоят перед вами в Совете?
— Профессионально- общественная аккредитация образовательных программ введена для того, чтобы привести образовательные программы в соответствие с новыми требованиями рынка. Вести такую работу могут только специалисты с высокой степенью экспертности в определенном виде профессиональной деятельности. Число мест в таких советах — а они создаются для разных отраслей — ограничено, а их состав одобряется Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. Это долгая процедура, но она позволяет сформировать авторитетную группу, от работы которой зависит качество образования молодых специалистов, а потому развитие всей отрасли. Аккредитация дает и студенту, и будущему работодателю уверенность, что учебное заведение обеспечивает выпускника необходимыми для практической работы знаниями, умениями и навыками. Во время проведения аккредитации комиссия изучает программы, и если в чем-то они не соответствует критериям, говорит об этом руководству, с тем, чтобы все было приведено в соответствие с профессиональными стандартами. Специалисты тоже могут пройти подобный экзамен — он называется независимая оценка квалификации. Над созданием гибкой системы оценивания компетенций я тоже работаю в совете. Оценка квалификации специалистов в сфере госзакупок — крайне важная процедура. Поскольку в этой сфере часто принимаются новые законы, поправки, появляются новые механизмы и инструменты, и важно, чтобы сотрудник был компетентен. Тем более что он за свои действия несет ответственность вплоть до уголовной. А еще подтверждение профессиональной квалификации необходимо, чтобы человек понимал свое место на рынке труда, мог рассчитывать на достойную зарплату и прогнозировать перспективы карьерного роста. В сфере закупок — в том числе.
— Сейчас интерес к работе в сфере государственных закупок растет. Есть, где получить знания. А какими личными качествами должен обладать специалист по госзакупкам, чтобы состояться в профессии?
— Хорошо бы быть целеустремленным и стрессоустойчивым, уметь общаться и убеждать, уметь находить нестандартные решения, быть внимательным к деталям и быстро возвращаться в форму после неудач. А главное — получать удовольствие от деятельности в режиме многозадачности и быть настроенным на постоянный рост.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.