Корейские машины и русские покупатели убили «Иж»

Ижевский автомобильный завод (входит в группу "СОК") с сегодняшнего дня официально прекратил производство моделей семейства "Иж" - "Оды" и "Фабулы".

Такое решение было принято в связи со снижением спроса на эти автомобили, причиной чему послужило увеличение цены на продукцию. Иными словами, убытки от "народного автомобиля" стали совсем нестерпимыми, а его популярность с каждым годом все более сомнительна.

Напомним, Иж-2126 "Ода" - последняя из разработанных еще в советское время модель Ижевского автозавода, который большую часть своей истории производил модели, снимаемые с производства на АЗЛК. В конце 80-х завод производил копию "Москвича-412", разработанного еще в 60-е годы.

Особенно популярна была модификация "Комби" - то, что сейчас назвали бы "хэтчбэком" на базе 412-го москвича. Модель 2126, которая сначала звалась "Орбитой", и лишь затем обрела название "Ода", создавалась специально для ижевского предприятия.

Эта модель уже в то время считалась архаичной. В то время как ВАЗовские "восьмерки" уже вовсю шли с передним приводом, на "Оде" был архаичный задний. Впервые эта модель сошла с конвейера в 1991 году.

Именно на сборку "Оды" сделала ставку группа "СОК", купившая ижевский завод, пишут "Ведомости". Ниша легковых автомобилей за $3-5 тыс. была свободна, так как ВАЗ постепенно снимал "классику" с конвейеров.

В 2003 г. продажи Иж-2126 превысили 50 тыс. автомобилей в год, затем была представлена первая модернизация модели — "Фабула", универсал на базе "Оды". При этом даже на пике популярности, ижевский "народный автомобиль" не приносил ничего, кроме убытков. Как признался недавно в интервью "Ведомостям" гендиректор "ИжАвто" Михаил Добындо, на пике продаж каждая "Ода" приносила предприятию убыток в 12 800 рублей.

Но в 2004 году резко выросли цены на материалы и комплектующие выросли более чем на 17%, в частности металл подорожал на 40%. При этом рост цен на автомобили в течение 2004 года составил 8,6%. Подорожание автомобилей в такой дешевой нише автоматически приводит к резкому снижению спроса.

Тем более в обозримой перспективе маячило очередное подорожание: с 2006 года стоимость "Од" и "Фабул" могла вырасти еще на 200-300 долларов из-за введения в России экологических норм Евро-2. В таких условиях продолжать производство изначально невыгодной и устаревшей модели вряд ли целесообразно.

И, как стало известно "Интерфаксу", в ближайшее время "Ижевский автозавод" планирует снять с производства коммерческие фургоны семейства "Иж".

Тем не менее, "Иж-Авто" продолжит выпускать заднеприводные модели ВАЗ-2106 и ВАЗ-21041. Кроме того, с августа этого года Ижевский автозавод начнет полномасштабное производство автомобиля KIA Spectra. До конца года "Иж-Авто" планирует выпустить 8000 автомобилей KIA Spectra, в 2006 году — 25 тысяч автомобилей, в 2007 производство планируется довести до 40 тысяч автомобилей в год.

Рубеж в 25-40 тысяч автомобилей для сборочного производства является знаковым, так как только при достижении такого объема производства, предприятие может претендовать на снижение импортных пошлин на комплектующие.

Кроме того, как сообщает газета "Бизнес", предприятие планирует в ближайшие год-два наладить выпуск еще одной модели KIA.

К настоящему моменту выпущена уже пилотная партия KIA Spectra. В максимальной комплектации машина стоила 14 тысяч долларов. С 1 августа начнется серийная сборка товарных автомобилей.

Первые ижевские KIA Spectra будут выпускаться в 3 различных комплектациях и окрашиваться в 4 цвета: "гейзер" (зеленовато-голубой), "красный перец", "мерцающий синий" и "графитовый" В базовую комплектацию войдет механическая 5-ти ступенчатая коробка передач, регулируемая рулевая колонка с гидроусилителем, центральный замок, электростеклоподъемники, подушки безопасности водителя и пассажира. Вторая комплектация предусматривает установку кондиционера с воздушным фильтром, обогреваемых боковых зеркал, противотуманных фар. Третья комплектация получит АКПП.

Kia Spectra — легковой автомобиль С-класса, производится в Корее с 2000г. Машина выпускается с кузовами седан и хетчбэк, двигателем объемом 1 тыс. 600 куб. см.

Отдел экономики

Обсудить