С ЮКОСа не требует денег только ленивый. "Самая успешная компания" оказалась круглым должником. Причем не только перед госбюджетом, но и перед многочисленными кредиторами. В числе кредиторов волшебным образом оказались структуры, которым ЮКОС собственно и принадлежит. И теперь они в полный голос заявили о своих правах. Неужто хотят угробить компанию? Или на войну с российским государством нужно еще больше денег?
«Теперь мы имеем к ЮКОСу претензии как кредиторы. Мы действуем не как акционеры, а как кредиторы», - сказал Аллард Хьюзинг, адвокат Moravel. А Moravel – это дочерняя предприятие Group Menatep, которая, в свою очередь, является владельцем крупного пакета российской нефтяной компании "ЮКОС". Menatep требует с ЮКОСа выплаты размером $650 млн.
Напомним, что гибралтарской компанией Group Menatep владеют Михаил Ходорковский , Леонид Невзлин , в меньшей степени - Михаил Брудно и Владимир Дубов . Последние трое находятся в международном розыске. Что, в общем-то, не мешает им завтракать вместе с президентом США. Так как Михаилу Ходорковскому сейчас не до управления активами – они приговорен к 9 годам тюремного заключения и в настоящий момент готовится к этапированию – его пакет перешел в управление Леониду Невзлину. Фактически, Невзлин получил неограниченный контроль над нефтяной компанией и ее смежными проектами – от газеты "Московские новости" до воинственно-филантропического проекта "Открытая Россия".
Зачем же владельцам ЮКОСа понадобилось банкротить компанию? Вроде бы теперь, когда основные проблемы ЮКОСа решены, когда московский офис рапортует об успешной работе, смысла в банкротстве нет. Компания пережила и налоговые претензии, и продажу своего основного нефтедобывающего актива и, тем не менее, продолжает функционировать. Но, видимо, ее владельцам срочно понадобились деньги, что сменило тон их прежней риторики о нежелательности банкротства компании.
Стоит отметить, что остальные кредиторы ЮКОСа жалели компанию до последнего. Например, юридические основания для банкротства компании группа банков во главе с Societe Generale имела уже несколько месяцев назад. Долг российской компании перед ними составляет $482 млн. На руках у них есть решение лондонского суда о взыскании этих денег с ЮКОСа. До начала процедуры банкротства оставался один шаг – получить в суде исполнительный лист. Но западные банки на это не пошли. На это решились лишь основатели компании. "Я тебя породил, я тебя и убью"?
Механизм изъятия группой Menatep части активов ЮКОСа был заложен еще два года назад, когда у компании только начались проблемы с законом. По некоторым сведениям, основными акционерами ЮКОСа была использована достаточно распространеннаясхема, когда собственники компании через подконтрольные банки выдают фактически сами себе кредиты на огромные суммы. Замысел в том, чтобы в случае серьезной угрозы для компании объявить ей дефолт по кредитам. После чего обанкротить собственное детище и взыскать заложенное под кредит имущество.
История этой операции началась осенью 2003, когда ЮКОСу потребовался заем в размере $1,6 млрд. "ЮКОС" попросил французский банк "Societe Generale" предоставить этот кредит. Обозревателей уже тогда насторожил тот факт, что кредитованием "ЮКОСа" будет заниматься банк с дурной репутацией, в истории которого, как сообщал ряд источников – не одно уголовное дело, связанное с отмыванием средств.
Существовал риск, что французский банк не выдержит нагрузки, связанной с выдачей такого займа. Но после того, как швейцарский банк UBS (один из главных партнеров группы Menatep обеспечил сделку 100-процентной гарантией возврата $1.6 млрд., "Societe Generale" все же дал свое согласие. Какое-то время спустя "Societe Generale" избавился от этой ноши, и ее взвалило на себя другое учреждение. Какое – неизвестно. Видимо, Moravel, которая сейчас предъявляет претензии.
Аналитики не исключали, что между банковским пулом, который координирует «Societe Generale», и руководством ЮКОСа была договоренность о том, как себя вести в случае самого жесткого варианта событий со стороны российских властей. Пресс-служба ЮКОСа также подтвердила, что кредит был организован группой Menatep.
Год назад ЮКОС уже получал уведомление о наступлении дефолта по кредиту, организованному группой Menatep. С тех пор группа получила право для быстрого погашения кредита списывать деньги непосредственно с иностранных счетов ЮКОСа, на которые поступает выручка от экспорта, а также потребовать немедленного возврата полученных средств. Так как залогом по кредиту являются 75% выручки по ряду экспортных контрактов компании, ежемесячно из экспортной выручки ЮКОСа группе Menatep отчислялось $100 млн.
Но, видимо, этот ручей, в свете очевидных проблем компании, начал иссякать. Или же расходы владельцев группы, существенно возросшие на войне с Россией, стали приближаться к их доходам.
Посчитайте сами: целый медиа-холдинг, целый портфель из мелких и крупных политических организаций с их нуждами и заботами. Все это стоит денег, причем немалых. Годовой бюджет издания может составлять от 500 тысяч до нескольких миллионов долларов. Политический кружок – не меньше. Акции "в поддержку", "протеста" и так далее – тоже влетают в копеечку, с учетом местных вороватых посредников. Вот и приходится доить, что осталось, хороня все усилия московского офиса.
Отдел экономики
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.