В преддверии рассмотрения Госдумой 11 июня во втором чтении поправок в Налоговый кодекс, касающихся акцизов на сигареты, враждующие табачные корпорации — американская Philip Morris и британская British American Tobacco — пытаются отстоять каждая свое видение взаимоотношения с государством. Размежевание вылилось даже в создание в дополнение к двум существующим третьего объединения табачников: к ассоциации производителей "Табакпром" и ассоциации дистрибьюторов "Грандтабак" прибавился "Совет по вопросам развития табачной промышленности", о чем было объявлено в минувший четверг.
Производство сигарет — единственная отрасль в России, которая была реально открыта для иностранных компаний (после табачных бунтов начала 1990-х гг.). Они не замедлили этим воспользоваться — и уже более десяти лет определяют погоду на рынке. Игроки разделились на два лагеря: с одной стороны — американская Philip Morris и японская Japan Tobacco, с другой — British American Tobacco (штаб-квартира в Лондоне), британская Gallaher и немногие крупные фабрики, контроль над которыми сохранил национальный капитал (наиболее яркие — "Балканская звезда" в Ярославле и "Донской табак" в Ростове).
Ответить на вопрос, зачем понадобилось менять вроде бы эффективно работающий механизм, сложно. Директор по корпоративным отношениям British American Tobacco Russia Владимир Аксенов говорит: "Эта система выполняет две дополнительные функции: социального стабилизатора (для 45 млн взрослых курильщиков с разными доходами) и антимонопольную (для 60 производителей с различными финансовыми и технологическими возможностями)". C точки зрения его компании, социальный фактор — необходимость иметь на рынке дешевые сигареты — остается в России актуальным, как не теряет актуальности вопрос "поддержки отечественного производителя" в лице некрупных фабрик.
А что же государство и бюджет? По прошествии года оказалось, что поступления от табачных акцизов оказались заметно ниже запланированных. Аудитор Счетной палаты Владимир Пансков, проанализировав итоги года, констатировал в своем заключении: "Комбинированная ставка акциза, равно как и чисто адвалорная ставка, создают возможность для снижения налоговой базы акциза и налога на прибыль за счет занижения отпускных цен. Это создает возможность для уменьшения поступления налогов в бюджет. Проверка показала, что каждая проверенная организация — производитель табачных изделий осуществляет реализацию своей продукции на внутренний рынок практически через единственного оптового покупателя, который является в ряде случаев аффилированным лицом. В частности, ОАО "БАТ-Ява" 99,6% своей продукции в 2003 г. реализовала через ЗАО "Международные услуги по маркетингу", ОАО "Донской табак" 98,6% своих сигарет продало через Торговый дом ООО "Донской табак: продажи и маркетинг", ЗАО "Лиггетт-Дукат" — через ООО "ЛД Трейдинг" пропустило 99,8% своей продукции, ЗАО "ФилипМоррисИжора" 95,7% сигарет продало через ООО "Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг". Снижая отпускные цены, организации-производители в этом случае не теряют свою прибыль, получая ее через своего оптового посредника. Но государство несет потери акцизов, поскольку этот налог платит исключительно производитель табачной продукции. Показательный пример: по данным налоговых деклараций по налогу на прибыль ЗАО "Международные услуги по маркетингу" — оптового покупателя ОАО "БАТ-Ява" — налоговая база за январь-сентябрь 2003 г. (1,2 млрд руб.) оказалась в 4 раза больше налоговой базы соответствующего периода 2002 г. В то же время налоговая база для исчисления налога на прибыль ОАО "БАТ-Ява" — на 93,3% меньше, чем за соответствующий период 2002 г.".
Итак, вернулись времена "первой пятилетки", когда манипуляция с ценами была эффективным механизмом для налоговой оптимизации. Вполне конкретное объяснение, почему бюджет недополучил денег с табачного рынка. Однако ничего противозаконного в такой оптимизации нет, как констатировал в апреле на слушаниях в Совете Федерации теперь уже бывший замминистра по налогам и сборам Борис Король. "В какой-то мере смешанная система рассматривалась как поддержка отечественного производителя, — заявил он. — Хотя устанавливалась она в авральном режиме, и ряд факторов был не учтен". Это уже разговор о бизнесе, а не о бюджете. О каких отечественных производителях идет речь?
Отечество в опасности
Подмена понятий — нередкий случай в дискуссиях об "отечественных" и "иностранных" производителях. Все вышеуказанные игроки табачного рынка являются российскими юридическими лицами и, соответственно, налоги платят в России. Другой вопрос, какой капитал — иностранный или отечественный — владеет этими юрлицами. И каким образом владелец поступает с прибылью после уплаты налогов (хотя тут особых различий в подходах иностранных и отечественных владельцев на поверку может и не оказаться).
Борис Король, наверное, имел в виду фабрики, контролируемые отечественным капиталом и специализирующиеся на выпуске сигарет среднего ценового сегмента.
Действительно, новая система дает им дополнительные козыри. Ведь общая налоговая нагрузка на сигареты тем выше, чем они дороже (доход бюджета от уплаты НДС на 1000 сигарет Marlboro составляет 198,25 руб., а на 1000 сигарет "Ява" — 49,56), а тут еще возникает 5%-ный сбор с оптовой цены, и разрыв в ценах возрастает сильнее.
По данным исследовательской компании "Бизнес Аналитика", на долю сигарет дешевле 9 руб. пришлось в прошлом году 33,6% производства, т. е. около трети. Еще около трети пришлось на сигареты ценой от 9 до 19 руб. Очевидно, что отнюдь не дорогие марки делают погоду и что именно за огромный массив в 2/3 рынка разворачивается основная борьба. В выигрыше от введения новой системы оказались британцы — у BAT и Gallaher (владеющей табачной фабрикой "Лиггетт-Дукат") отмечен самый высокий прирост доли в нижнем ценовом сегменте. А вот "отечественные" "Донской табак" и "Балканская звезда", а также Philip Morris свои позиции в этом сегменте уступили.
Себестоимость сигарет при современном уровне их производства — понятие почти относительное. Основные издержки составляют не затраты на табак, бумагу или ацетатное волокно для фильтров, а расходы на рекламу и имидж марки. И разница между "Явой" и Marlboro с точки зрения качества может быть отнюдь не так велика. "Табачный рынок России высококонкурентен, — говорит Дмитрий Хрол из московского офиса Philip Morris. — В такой среде привязка акциза к отпускной цене сигарет может провоцировать ценовые войны". Фактически это уже происходит.
Просто товар
Если отвлечься от экономических моментов и сосредоточиться на политическом — как государство вообще относится к курению своих граждан, то станет очевидным отсутствие стратегии как таковой. Потребление сигарет, в развитых странах сдерживаемое правительствами за счет постоянного ужесточения налогообложения, контроля за торговлей и развитию гуманитарных программ, в России де-факто остается неинтересной властям областью. Разговоры о социальном (!) аспекте — "дешевые сигареты необходимы, поскольку доходы у людей разные" — выглядят нонсенсом на фоне постоянного ужесточения контроля за курением в США и странах Евросоюза. Хотя акциз по природе своей — это налог, призванный регулировать потребление продукта.
Кстати, в России, в отличие от многих стран мира, органы здравоохранения никак не участвуют в установлении правил налогообложения сигарет — звучат только соображения Минфина о нуждах казны и Минсельхоза о поддержке все того же "отечественного производителя". При этом Минздрав констатирует, что смертность в связи с курением находится в России на уровне 200 000 человек в год.
Из предложений об изменении акцизного налогообложения компании Philip Morris
Сторонники комбинированной системы взимания акциза зачастую игнорируют доводы о ее неэффективности с точки зрения налоговых поступлений, обосновывая свою позицию необходимостью сохранения социального неравенства и равного распределения налогового бремени. Представляется, однако, что эту функцию гораздо более уместно возложить на налоги на доходы, а не на косвенный налог на потребление определенного вида продукции.
С экономической точки зрения прозводители сигарет более высокого качества, реализуемых по более высоким ценам, как правило, получают больше прибыли, чем производители дешевых сигарет, — в том случае, если налоги не носят дискриминационного характера. Следовательно, с большей прибыли от продажи дорогих марок сигарет государство получает больше отчислений по налогу на прибыль.
Проводимая в России налоговая реформа направлена на упрощение законодательства с целью увеличения государственных доходов и вывода экономики из тени. Примерами могут служить введение единой ставки налога на доходы физических лиц, а также введение единого социального налога, который заменил собой сборы в четыре разных фонда. Кроме того, был отменен ряд "мелких" налогов — таких, как налог на пользователей автодорог, налог на содержание жилого фонда. Единственным примером, не соответствующим общей тенденции к упрощению налоговой системы, является введение в январе 2003 г. комбинированной ставки акциза на сигареты.
Из заявления British American Tobacco Russia
— Все основные элементы комбинированной системы полностью отвечают видению задач совершенствования налоговой системы РФ, озвученных президентом России В. В. Путиным 26 мая с. г. в ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ: создание таких условий налогообложения, которые были бы в целом необременительными для бизнеса, равными для всех предприятий, работающих в одной сфере, стимулирующих конкурентоспособность организаций и основные компоненты которых не пересматривались бы в течение длительного периода.
— Комбинированная система взимания табачного акциза эффективно работает во всех странах ЕС, а также на Украине, и не вызывает сложностей в администрировании. Поскольку в России структура спроса на табачные изделия определяется значительной социальной дифференциацией, решение о введении комбинированной ставки акциза принималось в первую очередь с учетом этого фактора.
— Переход к исчислению адвалорной составляющей акциза от розничных цен, устанавливаемых производителями, не должен представить значительных трудностей и для России. Разумеется, понадобятся незначительные изменения в законодательную базу РФ. Большинство крупных производителей уже достаточно эффективно контролируют товаропроводящую сеть и цены на свою продукцию. В дистрибьюции табачных изделий занят гораздо больший штат торговых представителей, чем у производителей любых других товаров широкого потребления (по оценке ассоциации "Грандтабак", порядка 35 000 человек — как сотрудников непосредственно табачных компаний, так и персонала дистрибьюторов).
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.