«Россия может предотвратить войну за ресурсы»

В интервью «Правде.Ру» секретарь Общественной палаты РФ, академик Евгений Велихов заявил о возможном начале «холодной войны» за энергетические ресурсы. Поэтому Россия должна использовать свое положение мощной энергетической державы, положение страны, которая способна повлиять на международную стабильность за счет своих ресурсов.

- Сегодня напряженность в мире связана с энергообеспечением экономического развития, в котором одну из важнейших ролей играет Россия. Ресурсы пока не заканчиваются, их еще достаточно много. Международное энергетическое агентство подсчитало, что на ближайшие 25 лет Европе нужно 16 триллионов долларов для развития энергетической инфраструктуры.

- Но пока никто не торопится вкладываться.

- Вот поэтому мы опаздываем с созданием инфраструктуры, которая бы обеспечила соответствующее развитие и диверсификацию источников энергетики, главным образом, транспортных, так как часто источник энергии далек от места ее потребления и переработки. Надо иметь в виду, что значительная часть энергетического сектора за рубежом находится в частных руках. Она может либо их продать, либо вступить во взаимовыгодный контакт.

Если вы вспомните историю про «Газпром», в 70-е годы, когда начался энергетический кризис в Европе, встал вопрос о снабжении европейских стран газом. США были категорически против, поэтому и было введено эмбарго на компрессоры и перекачивающее оборудование. Тогда советская промышленность взялась и сделала на наших технологиях компрессорные станции, которые за тридцать лет вышли на уровень 150 миллиардов кубов в год. Эти технологии помогают России быть основным и безупречным поставщиком газа в Европу, никогда не срываем наши поставки.

- Однако у Европы есть некоторые опасения, связанные с транзитными переходами.

- Но это не столько нас касается, сколько той же Украины. Россия же всегда четко выполняла свои обязательства и собирается дальше так работать. Строится Северо-западный трубопровод для дополнительной доставки 70 миллиардов кубов газа. У нас есть возможность развития заводов по сжижению газа, чтобы транспортировать сжиженный газ не только в Европу, но и в США, которые в этом отношении сейчас находятся в кризисном состоянии. Это все вполне реальные вещи, которые всех интересуют.

Такая страна, как США, сейчас имеет большой дефицит в моторном топливе, природном газе и электроэнергии. Она, конечно, старается максимально гарантировать себе доступ и возможность получения этих энергоресурсов. Но это «максимально» всегда имеет свои пределы.

Как вы знаете, наиболее критический район, который сегодня поставляет большую часть нефти (а нефть будет основным источником авиамоторного топлива на ближайшие 30-50 лет) – это Ближний Восток. Вся заваруха вокруг Саудовской Аравии, Ирака, Ирана и в целом мусульманского мира, связана именно с контролем над источниками углеводородного топлива, прежде всего, нефти.

- Кто, по Вашему мнению, может составить серьезную конкуренцию США в борьбе за нефть?

- Это Европа, Япония, Китай, проявляет свой интерес Индия с ее неустойчивой политической ситуацией. Поэтому обстановка крайне напряженная. В результате эта напряженность приводит к тому, что экономически развитые страны стараются обеспечить свое экономическое развитие любым способом, включая военный.

Это очень печально. Не исключено, что если не удастся решить вопрос мирным путем, то есть диверсификацией, капитальными вложениями, развитием энергетической инфраструктуры и ядерной энергетики, то наступит серьезный кризис, который, собственно, уже идет.

- Чем это грозит?

- По нашим оценкам, когда цены на нефть дорастут до 90-100 долларов за баррель, экономический рост Европы остановится. Америка может выдержать 120-140 долларов, но не более. Дальше останется один Китай – при его экономическом развитии ему это доступно.

В таком случае, если не удастся решить проблему мирным путем, то, вероятно, что возникнет нечто вроде «холодной» войны. У некоторых стран, прежде всего – Китая, и Индии, доступ к энергетическим ресурсам будет ограничен, это уже борьба. При том, это не «холодная» война с Россией, это «холодная» война среди тех, кто будет бороться за ресурсы.

- Как должна вести себя Россия в этом вопросе?

- Если Вы проанализируете высказывания крупных зарубежных деятелей, особенно американских, то они как раз не столь антироссийские. Принципиальны их высказывания по поводу Китая. С одной стороны, он является мощным торговым партнером, а с другой – сильным соперником в борьбе за энергетические ресурсы для дальнейшего экономического развития.

Роль России в данном случае – стабилизирующая. Мы можем стабилизировать ситуацию, поставляя ресурсы и в Европу, и в Китай. Хотя, конечно, наши ресурсы не безграничны. Если говорить о себе, то просто так поставлять ресурсы, даже притом, что это приводит к улучшению экономической жизни в самой России, неправильно с точки зрения развития российского общества. Нам нужно, чтобы это все вело к росту в нашей промышленности.

Хорошим примером является Норвегия – один из самых мощных на душу населения поставщик ресурсов в Европу. Все углеводороды, которые добываются в Северном море, Норвегия продает, ничего не используя для себя. Сама она живет за счет гидроэнергии. Таким образом, на первый взгляд, Норвегия – типичный сырьевой придаток Запада, но, с другой стороны – самая богатейшая страна по уровню жизни населения. Те средства, которые поступают от продажи энергоресурсов, Норвегия распределяет на социальные нужды, на развитие производства, науки, образования. И добивается наилучшего уровня жизни для своих граждан. Вот это хороший пример.

- Значит продажа сырьевых ресурсов не является чем-то страшным для России?

- Более того, для нас это выход, чтобы продолжать свое экономическое развитие. Мы должны получить на него средства. При этом важно, как мы потратим доходы от продажи нефти и газа. Если мы будем использовать их на покупку команды «Челси» и на поддержку прочей деятельности такого рода, то мы превратимся в третьеразрядную страну, где бедные и богатые будут разделены непроницаемой стеной. Нынешнее расслоение общества еще более обострится.

Если говорить о насущных энергетических задачах России, то у нас уже наметился некоторый дефицит ресурсов. К 2020 году он составит примерно порядка 20-30 миллионов киловатт, а значит необходимо строить новые электростанции. Конечно, мы можем ставить газовые станции, но тогда мы будем потреблять газ, а при нынешних мировых ценах на голубое топливо нам это абсолютно не выгодно. Значительно выгоднее его продать. Кроме того, газ нам нужен для внутреннего пользования, потому что мы задержались с газификацией страны. У нас еще много жилых поселков, которые не газифицированы. И ясно, что современный уровень жизни требует этого.


Беседовала Анна Фоменкова

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Обсудить