Как перестраивать разрушенные логистические цепи в условиях растущих ограничений, рассказала эксперт в международной логистике.
Экономический и политический кризис весь год испытывал логистические компании России на прочность. Сейчас с уверенностью можно заявить, что несмотря на слом давно отлаженных схем, отрасль сумела перестроиться. В ноябре в городе Алматы (Казахстан) состоялась ежегодная международная узкоспециализированная выставка для компаний, задействованных в логистических холодовых цепях ColdChain Казахстан, где с докладом выступила Мария Бондарева, член Совета директоров и директор департамента международной логистики DHL Global Forwarding Russia. Она обозначила критические изменения в архитектуре логистики в условиях санкций для всех участников рынка. Уникальный опыт разработки технологии масштабной доставки и упаковки лекарственных препаратов она получила во время пандемии, когда возникла необходимость в кратчайшие сроки организовать доставку крупных партий новой вакцины из России в десятки стран мира.
— Мария, ColdChain Казахстан — единственная выставка в Средней Азии для участников логистического рынка, которые работают с холодовыми цепями. Вы посещаете её регулярно, заметили какие-то изменения интересов в связи с большими переменами в логистике в этом году?
— В этом году участников из России стало явно больше, и взаимный интерес в товарном обмене между двумя странами тоже возрос. Например, я видела довольно много производителей молочной продукции из России, желающих развивать торговлю в более крупных объемах. Для нас, как для крупного международного логистического оператора, умеющего работать с холодовой цепью, такое мероприятие — хорошая возможность рассказать о себе возможным партнерам и клиентам как из Казахстана, так и из России, если кто-то о нас еще не знал.
Нам приходится очень быстро подстраиваться под критические изменения вокруг и находить новых партнеров и подрядчиков в тех странах, которые хотят продолжать сотрудничество. Одна из крупнейших соседних стран — Казахстан — и раньше представляла собой большой интерес для логистики в рамках СНГ, а в 2022 году стала одним из важнейших участников логистистических коридоров.
— В этом году условия на рынке менялись едва ли не каждый день. Как руководитель департамента международной логистики DHL Global Forwarding Russia, вы отвечаете за все процессы, связанные с организацией логистических цепей и налаживанием партнерских отношений в других странах в том числе, должны постоянно актуализировать знания по изменениям, чтоб понимать и оценивать риски и принимать верные бизнес-решения. Назовите наиболее значимые ограничения, к которым вам пришлось адаптировать рабочие процессы.
— Это вопрос на целую лекцию. Если кратко, я разделяю основные поля возникших ограничений на транспортные, торговые ограничения по товарной номенклатуре, торговые ограничения по участникам — это санкции для физических и юридических лиц, и торговые бизнес-ограничения, такие, как отказ в сотрудничестве, что называется, по убеждениям.
В этом году, например, по авиафрахту — это закрытие воздушного пространства для авиакомпаний России и уход многих авиакомпаний ЕС, для морского фрахта — аналогичный уход и разрушение привычных путей, с одной стороны, и скоростное открытие новых маршрутов через Турцию и Иран, невиданная прежде нагрузка на порты Новороссийска и Владивостока — с другой. Для траков — практически полное взаимное перекрытие сообщения между РФ и ЕС, за исключением фармацевтики и товаров гуманитарного значения.
Говоря про запреты и ограничения по товарной номенклатуре, важно отметить блокирующие и ограничительные меры со стороны стран ЕС, США и других стран на товары двойного назначения, технологии, предметы роскоши, и ответные меры со стороны России на экспорт многих номенклатурных групп. Это всем известные Постановления № 311 — 319, которые временно ограничивают вывоз из страны довольно широкого перечня товаров. Вести логистическую и любую внешнеэкономическую деятельность для участников рынка довольно сложно, поэтому сейчас для выстраивания новых маршрутов и коридоров как никогда важно расширять связи. Этому во многом способствуют как раз отраслевые выставки.
— Вас пригласили выступить на одной из сессий ColdChain Казахстан как эксперта в международной логистике, который сумел глобально и экстремально быстро перестроить транспортные процессы в условиях ограничений пандемии COVID-19 для доставки вакцины за рубеж. Чем этот опыт может быть полезен участникам рынка в нынешних условиях?
— Во время пандемии большинство стран закрыли свои границы и, как и сейчас, были разрушены устоявшиеся транспортные цепи. Несмотря на это, мне и моей команде удалось быстро организовать доставку только что зарегистрированной вакцины Sputnik V в государства, которые в ней нуждались, их было более 50. К тому же, это были беспрецедентно большие объёмы лекарственных препаратов, раньше такие крупные партии не перевозила ни одна логистическая компания. Сделать доклад на выставке меня пригласили давние партнёры, один из агентов авиалиний, которые знали, какой большой путь я прошла в фармацевтической логистике и об успехах в холодовой цепи во время пандемии.
Поскольку я тогда принимала непосредственное участие и как разработчик нового подхода к термоупаковке вакцины, и как организатор новых операционных процессов для эффективной международной доставки с соблюдением требуемого режима, в докладе я постаралась отразить весь опыт работы в условиях ограничений. В этом году на логистическую индустрию обрушился огромный объём изменений, и мне пришлось глубоко в них разбираться. В таких условиях наиболее важной задачей я вижу безопасность операций для наших клиентов и нас самих. Поэтому в докладе я структурировала и изложила критические изменения в архитектуре логистики в условиях санкций для всех участников рынка — грузовладельцев, перевозчиков и экспедиторов — и как функционируют разные виды транспорта в международном сообщении для России на данный момент (авиа, море, жд и автотранспорт).
— Результат вашей работы в пандемию позволил закрепить репутацию DHL Global Forwarding в международном сообществе как высококлассного оператора перевозок — в частности, появились новые постоянные партнёры. Ваш доклад на выставке с подробностями той работы добавил интерес к компании?
— Вы знаете, аудитория слушала с большим вниманием — не всегда можно получить краткую и систематизированную информацию, влияющую на сотрудничество в данном случае двух стран. После сессии ко мне подходили многие слушатели, задавали вопросы и обменивались контактами. Это были и представители логистического бизнеса Казахстана, и грузовладельцы, заинтересованные в товарном обороте между нами. Думаю, мне удалось подтвердить нашу репутацию, как компании-эксперта и одного из самых профессиональных и высококвалифицированных логистических операторов.
— Буквально на днях вы в качестве члена жюри участвовали в национальной премии "Развитие регионов. Лучшее для России”. Для вас это, с одной стороны, — признание ваших экспертных заслуг в логистике и развитии бизнеса. С другой — возможность, выбирая победителей, влиять на развитие отрасли. Расскажите коротко о конкурсе, и как вы оценивали проекты участников.
— Награда "Развитие регионов. Лучшее для России" вручается ежегодно. Она признает компании, успешно осуществляющие практики и проекты по развитию регионов в интересах России. Цель этой программы — объединение бизнеса, общества и власти для создания лучшего будущего путем выявления и поощрения лучших практик и проектов по развитию регионов и информирование широкой общественности о таких достижениях.
Я участвовала в качестве члена экспертного совета программы по нескольким номинациям: "Транспорт и Логистика”, "Медицина и здравоохранение”, "Бизнес и Консалтинг”, "Социальные проекты и устойчивое развитие”, "Инвестиции и инновации”. Проекты мы оценивали по 10-балльной шкале по многим критериям, таким как, например, оригинальность, эффективность, количество потребителей продукта или сервиса, насколько удовлетворены потребители, общественный вклад, бизнес-эффект и т. д.
— Проекты, которые вы выбрали в качестве победителей, по сути будут определять развитие отраслей, для которых создавались. Какие запомнились, и почувствовали ли вы какие-то новые тенденции?
— Среди проектов, которые получили премии, и которые оценивала я, были действительно значимые. Например, в категории "Медицина и здравоохранение”, компания ООО "БизнесКомпьютер" получила номинацию "Лучший региональный проект". Эта компания занимается разработкой программного обеспечения для медицинской отрасли и успешно работает с 1995 года. Их цифровые решения действительно инновационные, способствующие улучшению качества здравоохранения и медицинских услуг в регионах России. Среди победителей в категории "Транспорт и Логистика” также должна отметить чрезвычайно интересные и масштабные проекты наших коллег из РЖД, СДЭК и Аэрофлот, в первую очередь направленные на улучшение доступности регионов как для грузового, так и для пассажирского транспорта.
Я убедилась в том, что есть большое количество очень интересных и полезных идей для развития национальной логистики. Особенно много проектов по внутрироссийской дистрибуции. Игроки рынка на всех уровнях, включая регуляторов и государственные органы, как и наша компания, в происходящих изменениях ищут возможности и готовы взаимодействовать и помогать друг другу, что ранее было не частым явлением.
— Это действительно хорошая тенденция. С учетом этих веяний, какие перспективы для российской логистики вы сейчас видите?
— В России по-прежнему проживают десятки миллионов людей, которым нужны продукты питания и быта, одежда и обувь, лекарства. Работы для логистической индустрии по-прежнему очень много. И я вижу, что несмотря на все ограничения, российская логистика продолжит решать вопросы жизнеобеспечения, выполняя свою функцию прежде всего в интересах жителей страны и зарабатывая при этом с точки зрения бизнеса.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.