Генеральный директор "Корпорации развития Калининградской области" Владимир Зарудный — о том, что главным заслоном на пути коррупции являются честные люди, открытая конкурентная среда и открытое движение информации.
— Акционерное общество "Корпорация развития Калининградской области" создано в 2012 году. Можно ли сегодня подвести какие-то итоги деятельности? Каких целей удалось за это время достигнуть и какие задачи реализовать?
— Самое интересное происходит прямо сейчас. Корпорация начала большие инвестиционные проекты по строительству инфраструктуры индустриальных парков. Буквально сегодня 32 миллиона рублей перечислили по строительству энергосетей, и у нас два собственных индустриальных парка, один в Черняховске, 1100 гектаров, другой возле аэропорта "Храброво" — 270 гектаров. Один парк сможет предоставить потенциальным инвесторам мощности в 34 мегаватта, второй — 39. Эти мощности являются уникальными по доступности, потому что любой инвестор может зайти на площадки и по символической цене их получить. То есть гораздо ниже рыночной цен. Техприсоединение дешевле, чем на рынке, а это, соответственно, позволяет не только ускорить инвестиционный процесс — процесс выбора земельного участка, предпроектных изысканий, санитарно-защитных зон и прочего, но и сократит значительные первоначальные вложения на инфраструктуру. Это пример того, как государство инвестирует в условия для бизнеса.
— Одна из идей вашей корпорации заключалась в развитии государственно-частного партнерства. Каких успехов удалось добиться в этой области? Насколько активно эту идею принимают инвесторы?
— Должен сказать, что нормативно-правовая база по ГЧП сыровата, хотя делается для его развития немало. Но на пальцах одной руки можно перечислить успешные проекты в области частно-государственного партнерства. Как правило, это концессии, это строительство инфраструктурных объектов, что достаточно сложно реализовать в связи с действием 44 ФЗ и 223 ФЗ. Получается порочная система: статьи 44-ФЗ и 223-ФЗ в том виде, в котором они действуют, низкопродуктивны. Коррупции меньше не стало, а время исполнения любого государственного контракта и сроки исполнения Федеральной целевой программы увеличились, подписание и приемки в ноябре, в октябре, и по сути ни одна из стратегических задач снижения коррупционных рисков не решена. Но есть альтернативы, и альтернативы — это институты развития. Может быть, вы меня посчитаете идеалистом, но я верю, что главным заслоном на пути коррупции являются честные люди, открытая конкурентная среда и открытое движение информации. Когда люди знают, где что находится, когда люди видят, что список участников открыт и нет каких-то заказных торгов, то, естественно, зачем кому-то платить, зачем с кем-то входить в сговор, когда ты эту услугу можешь получить бесплатно. Это еще одна из идей, которые стоят за появлением институтов развития, в частности, "Корпорации развития Калининградской области". Сегодня не надо иметь родственников в правительстве или знакомого, или хорошего человека, которому надо на день рождения что-нибудь занести. Этого ничего не требуется, потому что работает служба одного окна. Мой непосредственный руководитель — губернатор Калининградской области. Я инкорпорирован в рабочие группы, которые проходят в здании правительства, и любой вопрос могу решить не хуже, чем те посредники, которых, к сожалению, за предыдущие периоды образовалась целая каста. Данный механизм (служба одного окна — ред.) очень новый, он как раз созвучен омоложению власти, молодым губернаторам, которые пришли доказать свою состоятельность в качестве государственных менеджеров, государственников, экономистов, молодых технократов, а не касты пасущейся на государственных полях чиновников, которых мы, может быть, привыкли видеть во власти.
Что касается успехов на поприще ГЧП, то сейчас мы практически во всех проектах, которые реализуем, рассматриваем долю участия, то есть миноритарные доли "Корпорации развития Калининградской области" принадлежат бизнесу. Мы предлагаем на выбор лицу, участвующему в инвестиционном процессе, взять в аренду земельные участки и в течение десяти лет потихоньку выплачивать техприсоединение и мощности. Или купить сразу, если есть такая возможность, а если нет возможности, то на стоимость активов, которые приходятся на участника, впустить в долю корпорацию. Фактически это и есть частно-государственное партнерство, где со стороны государства выступает "Корпорация развития Калининградской области", а у нас 100% учредителей — правительство региона, и со стороны частного бизнеса — частный капитал. Этот процесс мы сейчас разворачиваем.
— Когда вы рассматриваете историю с частно-государственным партнерством, вы видите, что в данном случае правительство и власть клиентоориентированы, то есть настроены на инвесторов и готовы пойти им навстречу?
— Конечно. Условия достаточно комфортные. Главное то, что нам неинтересен процесс, мы, в отличие от чиновников, не живем с процесса. Нам интересен драйв, развитие, новые технологии, новые люди, новые идеи, которые возникают при инвестициях. Мы на острие событий, мы занимаемся развитием не только промышленных индустриальных площадок, мы развиваемся сами, мы занимаемся развитием кино, мы встречаемся с кинопродюсерами, актерами, интересными людьми, которые горят своим делом, развиваем такие направления, как туризм, много работаем на международной арене, проводя переговоры в разных странах света. Вот только что мой заместитель вернулся из Сеула, а я из Вены. До этого были Швеция, Польша, Германия, где мы нон-стоп позиционируем Калининградскую область как посольство других субъектов Российской Федерации в центре Европы. Мы не конкурируем с другими субъектами РФ, а, наоборот, выступаем партнером, через которого легче, дешевле и быстрее зайти на внешние рынки. Помимо этого, мы глубоко интегрированы в культурную и медийную жизнь, в частности, сейчас мы делаем большой проект "Дни Harley-Davidson" в Калининградской области. Очень много людей со всей России съезжается в Калининград на этот фестиваль. Так, например, в следующем году в этом фестивале будут принимать участие более 80 клубов Европы, и это тоже популяризация нашей страны. Инфраструктурные проекты, проекты, которые касаются паромного сообщения, открытие регионального авиаперевозчика. Решение очень сложных принципиальных вопросов изолированности Калининградской области и локального характера ее рынка — это все "Корпорация развития".
— Как вы думаете, сколько лет потребуется Калининградской области и вашей Корпорации, чтобы заложенные идеи и задачи стали реальностью?
— Два года. Причем этот процесс уже идет. У нас реализуется проект паромного сообщения, у нас уже оформляются отношения с пятью инвесторами на парк "Храброво" и с двумя инвесторами на Черняховский парк. У нас уже начинают сниматься новые фильмы работы российских режиссеров, то есть этот процесс уже начался, просто ощутить его во всей полноте можно будет через два года, когда инвестиционный цикл завершится, и когда заводы начнут давать первую продукцию.
— Мы говорим о привлечении российских инвесторов из соседних регионов или речь идет об инвестиционном потенциале региона в целом? И для всех ли равные здесь условия?
— Для всех равные. Мы не делим инвесторов на своих, чужих, россиян и неграждан России. Но мы делим инвесторов на три аудитории, с каждой из которых работаем по-разному. Первые — это институциональные инвесторы, допустим, крупные корпорации, которые для минимизации своих издержек на доставку товара размещают, локализуют производство у нас. Вторые — это частные лица, физические лица. Это могут быть и иностранцы, и российские граждане, которые заходят в регион. Третьи — это регионы-партнеры. Сейчас очень многое делается для того, чтобы субъекты Российской Федерации не конкурировали друг с другом, а, наоборот, находили "точки сварки", которые сделают совместную яркую мощную работу. Например, с Санкт-Петербургом, с Ленинградской областью мы как раз реализуем один из первых проектов — паромное сообщение, которое позволит нам, несмотря на географическую оторванность, быть единым экономическим пространством.
— Вы отметили, что вы в "Корпорации" делает упор на развитие туризма. Помимо здравниц, которые известны в России с царских времен, на что еще делаются акценты, и куда привлекаются инвесторы именно по туристической части?
— Медицинский туризм, может быть, самый яркий. Он, наверно, самый исторически известный. Многие из нас и лично я, выросли в северной стране, где не хватает солнца, для нас туризм — это, прежде всего, пляж, солнце, пальмы и горячий песок. Но на самом деле аналитика показывает, что имеется большой спрос на умеренный климат. Допустим, вот у нас морской, ярко выраженный морской климат, у нас мягкая зима и не очень жаркое лето. Это хорошо для пожилых людей.
У нас широкие возможности по привлечению медицины в регион, мы ведем переговоры с крупными европейскими страховыми компаниями на предмет, чтобы страховка европейских граждан покрывала медицинские услуги Калининградской области. Это для нас откроет потрясающий сегмент медицинского туризма европейского, который перенасыщен, который слишком дорог. И один день после операции в клиниках Германии или Австрии начинается от 300, а в среднем около 500 евро в сутки, а надо два месяца лечиться, лежать под наблюдением. У нас гораздо дешевле эти услуги, а сервис точно такой же.
Далее, водный туризм — истинную подлинную красоту Калининградской области можно рассмотреть с воды. Вы не представляете, какие фантастические пейзажи открываются, если пройти на катере на восток. Богатство природы, прекрасная рыбалка, охота, все это тоже приманивает своего туриста. Далее туристический событийный туризм. У нас очень много фестивалей проходит. Помимо "Дней Harley-Davidson", у нас проходит мировой чемпионат фейерверков, прекрасный джазовый фестиваль, стрит-фуд-фестивали и с недавних пор из Юрмалы переехал "Голосящий КиВиН".
Калининградская область — это российская Калифорния, где чуть-чуть ниже цены, чуть-чуть проще жить, чуть-чуть легче найти работу, все это чуть-чуть, но все вместе создает уникальную комфортную среду проживания, благодаря которой мы являемся одним из немногих субъектов, где наблюдается постоянный прирост населения. Люди переезжают жить в Калининградскую область, выходя на пенсию, просто перебираясь и перевозя самое дорогое, что есть — свои семьи, детей, родителей. Быть комфортной средой проживания, быть витриной российской экономики в Европе, для нас, конечно, очень ценно. Мы будем всячески это направление развивать и укреплять.
— Что вы посоветуете посетить туристам, впервые оказавшимся в Калининграде?
— Съездить в Светлогорск погулять, обязательно побывать на Куршской косе — уникальном природном образовании, где чередуются биоценозы. Там можно увидеть и Сибирскую тайгу, и каменную березу, которая, как правило, растет только на Дальнем Востоке — это все достойно того, чтобы посмотреть. Также стоит посетить Музей янтаря, краеведческий музей, Музей мирового океана.
— Сегодня свое 70-летие празднует Калининградский порт. Это один из стратегически важных объектов области. Развитие региона тесно связано с развитие КМРП. Что сейчас происходит в рыболовной отрасли?
— Илья Васильевич Шестаков, придя к руководству отраслью, привнес новый драйв. Я вижу, что руководители территориальных управлений там часто молодые люди, прогрессивные, образованные, которые к лучшему меняют ситуацию на вверенных им участках. Сейчас очень многое делается по усилению контроля над выловом водных биологических ресурсов. Идет очень тесное взаимодействие с погранслужбой, в частности, на территории Калининградской области действует совместный приказ; силы и средства погранслужбы ФСБ Российской Федерации серьезно контролируют акваторию Калининградского, Вислинского и Курского заливов. С другой стороны, совершенно безобразно обстоит дело с нормативно-правовой базой рыбохозяйственной мелиорации. По сути, рыбохозяйственная мелиорация во всей стране отсутствует. А потребность в ней растет с каждым годом.
Будучи руководителем именно западно-балтийского территориального управления, я много изучал путь США и Канады по Великим озерам — Мичигану, Эри, Онтарио и другим. Они десятилетиями изучали, куда лучше вкладывать ограниченные финансовые ресурсы — в искусственное воспроизводство или в мелиорацию. Тут должен быть комплексный подход. Зарыбление, искусственное воспроизводство — это здорово, но без решения вопроса рыбохозяйственной мелиорации ничего не получится. К сожалению, и с Минсельхозе Российской Федерации очень сырая нормативная база. И получается, что контрольно-надзорные органы, те же сотрудники прокуратуры на том стоят: как только начинается деятельность по рыбохозяйственной мелиорации, то сразу валятся проверки, предписания, представления и так далее. Я считаю, что здесь идет необоснованно строгий и жесткий контроль. Да, достаточно трудно рассчитать математические модели, обосновать необходимость проведения мелиорации, но в советское время это делали, углубляя устьевые части рек. А теперь посмотрите, как обмелели реки и водоприемники, сейчас уже на моторной лодке часто не пройдешь. К тому же, это все запирает рыбу, не дает ей отнереститься в оптимальные сроки, а также сокращает и подрывает естественное воспроизводство водоемов. Поэтому я считаю, что важнейшая задача состоит в создании прозрачной нормативно-правовой базы рыбохозяйственной мелиорации.
— Есть ли будущее у этого процесса? Сколько лет может на это потребоваться?
— Это зависит от решимости менеджмента Минсельхоза и Росрыболовства. Лучшим решением было бы возродить Минводхоз и собрать в одном органе все, касающееся воды.
— А какова ситуация с самим портом?
— Сейчас в порту непростая ситуация. Те модели, под которые Калининградский морской рыбный порт был построен, изменились. Калининградская область оказалась изолирована от сырьевых рынков сбыта, и, конечно, логистические цепи первыми попали под удар. Но сейчас идут значительные перемены.
Вот этот ветер перемен мы здесь, в Калининградской области, ощущаем в полной мере. Об этих новых тенденциях говорил Владимир Путин на Петербургском экономическом форуме: грядет новая экономика, цифровая экономика, грядет новая волна контейнеризации. Сейчас такие крупные мейджоры контейнерных перевозок, как Maersk, запустили уже сервисы, когда ты работаешь с контейнером как с посылкой на AliExpress или eBay. И здесь все участники рынка логистики, который приобретает первоочередную значимость.
Калининградский морской рыбный порт имеет почти четыре километра площадок для причальных стенок, он оснащен необходимой энергетикой, имеет развернутый парк подъездных путей. И здесь мы могли бы в полной мере запустить трансформинг железнодорожного пути для контейнеров из Азии на фидерные корабли. Которые, в свою очередь, будут развозить эти контейнеры по Европе. Именно сюда мы можем завести тот великий Шёлковый путь, о котором так много в последнее время говорится. И роль Калининградского морского рыбного порта может быть ключевой в этом процессе. Это единственный государственный порт, который может переваливать огромные объемы контейнеров на Европу. И здесь все заработают: и Росрыболовство, и субъект, а главное заработает Россия-матушка, обеспечивая этот транзит. Именно это направление я вижу самым перспективным.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.