Как изменить систему налогообложения, чтобы решить проблему недофинансирования регионов, и почему Москва и Санкт-Петербург будут протестовать против такой корректировки налоговой системы, рассказал главному редактору Pravda.Ru Инне Новиковой депутат Госдумы, политический консультант, публицист Анатолий Вассерман.
— Анатолий Александрович, наша налоговая система совершенно не стимулирует мелкий и средний бизнес. Говорят, офшоры были созданы, чтобы облегчить бизнесменам жизнь при такой суровой налоговой системе. Может быть, депутатам стоит облегчить налогообложение и тем самым улучшить не только жизнь бизнесменов, но и сбор налогов?
— Действительно, понижение налогообложения способствует росту сбора налогов, но в определённых пределах. Ведь у государства существует минимум обязательных затрат. Кроме того, я вообще не слышал о государстве, где бы никто не жаловался на уровень налогообложения.
В Соединённых Государствах Америки уклонение от налогов — это один из национальных видов спорта. Они уклоняются не в том смысле, что не платят, а в том смысле, что используют все доступные законные способы сократить выплату налогов. А этих способов очень много.
Что касается малого бизнеса, он опирается на большой бизнес: основная масса товаров и услуг создаётся если не напрямую крупным бизнесом, то с использованием его ресурсов. Малый и средний бизнес в значительной степени перераспределяют потоки благ, что исходят из бизнеса крупного. Поэтому пока у нас не развито большое хозяйство, жалобы на налоги неизбежны.
Кое-что сделать, конечно, можно и нужно. Что-то уже делается. Например, когда нынешний глава правительства был главой Федеральной налоговой службы, он, благодаря введению цифровых сервисов, существенно упростил:
Таким образом удалось на каких-то направлениях сократить ставки по налогам, в то же время увеличив общий сбор. Естественно, при этом общий сбор распределяется несколько справедливее. Потому что чем крупнее бизнес, тем больше у него возможностей уклоняться от налогов: есть ресурсы для оплаты специалистов по этому делу.
Но конкретные поводы для изменения налоговой системы есть всегда. Её меняют так часто, что многие бизнесы просят: дайте нам поработать пусть с большим налогом, но со стабильным, чтобы мы могли планировать работу на долгий срок. В моей собственной программе пока заложена только одна поправка, связанная с налогообложением: у нас единственный налог, целиком остающийся в распоряжении местных властей, — налог с доходов физических лиц. Но поскольку оформляют оплату этого налога работодатели, то он практически весь остаётся в распоряжении местных властей — в тех местах, где люди зарабатывают.
Я хочу поделить НДФЛ пополам и половину переводить по месту фактического проживания каждого работника. Благо, сейчас у налоговой службы есть ресурсы для проведения такого перераспределения. Это позволит снять проблему недофинансирования так называемых спальных районов.
Что касается конкретного уровня налогов, то и при нулевых налогах каждое второе малое предприятие существует менее года. Это относится не только к нашей стране. В Соединённых Государствах Америки, провозгласивших себя идеальным местом для бизнеса, срок примерно такой же, потому что налоги — это далеко не единственный платёж, требуемый с бизнеса. Есть ещё арендная плата и оплата всего, что для бизнеса нужно. А цены этого всего, что для бизнеса нужно, тоже изрядно колеблются. Словом, боюсь, что я не могу утешить людей, занимающихся малым бизнесом, ничем, кроме старой формулы: кто не рискует, тот шампанского не пьёт и в тюрьме не сидит.
— Если говорить о регионах и налогах, то проблема в том, что крупнейшие предприятия, построенные ещё в советское время и находящиеся в регионах физически, зарегистрированы в Москве или Санкт-Петербурге, и основные налоги они платят там. Притом что предприятие находится в регионе, вредит экологии, дорогам. Например, Омск — важнейший промышленный центр Сибири, там огромное количество известных предприятий. Но у них крупнейший налогоплательщик в регионе — пивной завод. Потому что все остальные платят налоги не в Омске. Говорят даже: "Дым омичам, а деньги москвичам". Эта система крайне ущербна для развития регионов. Но никто не заикается о том, чтобы её менять или как-то скорректировать.
— Я боюсь, что корректировать придётся примерно так же, как я говорил о выплате налога с доходов физических лиц. То есть вряд ли удастся полностью перетащить все налоги в регионы. Но установить законом отчисления хотя бы половины этих налогов в регионе надо.
— Кто будет это делать?
— Вот это изменение в законе принять довольно сложно. Несомненно, будет против мэрия:
Но, думаю, это можно согласовать. Поскольку понижение уровня налогов, выплачиваемых непосредственно Москве, можно будет компенсировать сокращением доли Москвы в федеральных программах. Во всяком случае, с ходу другого выхода предложить не могу, а по ходу дальнейшей работы будет видно. Как говорится, упрёмся — разберёмся.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.