Есть ли фундамент у Союза Россия — Белоруссия? Ведь Союзное государство с Белоруссией в том виде, в котором оно существует сегодня, не устраивает Россию. Однако оптимизм присутствует, если не в политике, то в таких секторах, как транспорт и энергетика, считает президент Ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич.
— Николай Маратович, в последнее время снова активно обсуждаются перспективы Союзного государства. Очень часто происходят встречи президентов Владимира Путина и Александра Лукашенко, постоянные консультации по этому вопросу.
Не только в кулуарах, но и официальные обсуждения не внушают оптимизма. Превалирует мнение, что проект практически исчерпал себя, потому что Россия от этого ничего не получила. Белоруссия же получает экономические выгоды, но не хочет строить с нами никакой политический союз.
С вашей точки зрения, действительно налицо безрадостная картина или все же у проекта есть перспектива?
— Перспектива у проекта есть. Но проблемы обозначены абсолютно правильно. И что еще хуже — это не столько проблемы, сколько тенденции. Действительно, есть разрыв между экономической и политической интеграцией, это факт. И еще есть определенная неправильная информация в средствах массовой информации: мы очень быстро узнаем о негативе и мало о позитиве.
Хотя позитив у нас тоже есть. Но мы его как бы не замечаем, потому что он сам по себе вроде бы очевиден. И вот для того, чтобы разобраться с позитивом, мы провели в Петербурге в апреле международную конференцию с белорусскими коллегами, представляющими в основном технические вузы, "Транспортная и энергетическая инфраструктура Союзного государства: практики и вызовы 2019 года". Были на конференции и специалисты по энергетике.
Речь шла о двух вещах, к которым мы привыкли и уже их не замечаем. У нас единая транспортная система и единая энергетическая система. Это так привычно, так само собой разумеется, что мы не понимаем, насколько это здорово и как многие страны и экономические союзы долго и мучительно к этому шли.
Мы также говорили с коллегами о том, что мы сегодня не живем на таком большом российско-белорусском острове. Мы живем в глобальном мире, и от того, как развивается транспортная и энергетическая инфраструктура, зависит и характер наших взаимоотношений с Китаем.
Россия — в том числе транзитная страна. Мы тоже принимаем на своей границе груз и на другой границе через почти десяток тысяч километров провожаем этот груз. И поэтому эффективные отношения в сфере энергетики и транспорта между Минском и Москвой — это интерес не только Минска и Москвы. Это также серьезные интересы Пекина, Сеула, Ханоя, потому что есть глобальный транспортный коридор из Азии в Европу. И он проходит через наши страны.
Безусловно, мы касались и проектов дальних, до которых, может быть, не доживем и не увидим их, но которые уже обсуждаются. Например, высокоскоростная магистраль Пекин — Лондон. Понятно, что, если это будет сделано, это не через год и даже не через десять лет. Но если это будет сделано, это изменит экономическую географию огромной Азии, а значит, изменит и соотношение сил во всем мире. И тут будет шум не такой, как при "Северном потоке — 2", а раз в десять больше.
Республика Беларусь многое делает для того, чтобы расширить узкое горлышко железнодорожных коридоров с Республикой Польшей. Объективно это в общих интересах. Мы должны развивать транзит и свой, и транзит российских грузов через Белоруссию, и транзит российских и китайских грузов через Россию, и дальше в Белоруссию, и дальше в Европу. Это взаимовыгодно.
И вот, если говорить об экономических фактах, это не 12 фур с грушей, да, это не очень веселая и не очень приятная история с польскими яблоками, да… Речь идет о миллиардах, о многих миллиардах. И я скажу прямо, это не белорусских рублей и не российских рублей. Речь идет о миллиардах долларов, потому что единую транспортную инфраструктуру очень дорого делать и, как ни странно, очень быстро можно разрушить, как это произошло, например, между Латвией и Литвой.
— Но эта структура у нас всегда существовала. Понятно, что это важно для Союзного государства, но это уже было, досталось нам от СССР. Конечно, хорошо, что мы ее не развалили, а стараемся развивать. Но в этом нет какого-то нашего огромного достижения в нынешнее время. Мы просто поддерживаем и развиваем эту структуру. На этой конференции вы говорили о том, как на этой базе построить реально общее государство — настоящий союз?
— В целом, Союзное государство — это здание, нуждающееся в реконструкции. Да, вот мы видим, что есть некий замороженный недостроенный объект: можно закрыть, можно реконструировать. Конечно, всегда лучше реконструкция. Вот даже в той же сфере транспорта есть многие старые достижения, отцы, деды делали, но есть и новые проекты.
Например, прямая связь Петербург — Витебск — Орша — Минск. Может быть, даже в режиме не совсем высокоскоростной магистрали. Высокоскоростная магистраль — это за 250 километров в час, а здесь просто повышенная скорость движения, как "Сапсан" Петербург — Москва. Но это же очень хорошо и всем выгодно. Мы вот сели, начали считать пассажиропотоки. Это ведь тоже интересно для Петербурга.
За последние годы уже много сделано. Реконструирована авиационная инфраструктура. Это касается в первую очередь московского транспортного узла, но и минского тоже. И значительная часть перемещений людей между Украиной и Россией (люди же все равно ездят) происходит через Белоруссию. Это тоже накладывает обязательства на всех нас. И это сделано только в последние годы.
Но и для дальнейшего развития тоже потребуется время. Это же не пройдет через неделю. Это будет продолжаться еще долго. В общем-то, всегда. И так со временем можно и нужно строить, развивать и укреплять все наше общее.
Читайте также:
Международный форум "Один пояс — один путь": в чем выгода для России?
Москва переформатирует отношения с Белоруссией и Казахстаном
Ответ Минску на обвинения о нарушении договора об ЕАЭС
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.