В следующем году, считают эксперты, придется включать режим экономии, затягивать пояса, вспоминая опыт 2008-2009 годов, а также 2013-го и 2015-го.
Обратимся к статистике. Занимающийся маркетинговыми и социологическими исследованиями российский исследовательский центр "Ромир" проанализировал информацию о потреблении 40 тысячами россиян, 15 тысячами домохозяйств в 220 городах страны.
Результат их анализа таков: "Общие повседневные расходы россиян в сентябре выросли относительно августовских показателей на 1,3 процента, что значительно превосходит месячную инфляцию в размере 0,2 процента, рассчитанную Росстатом.
Относительно же сентября прошлого года совокупные ежедневные траты наших соотечественников увеличились куда скромнее — всего на 1,9 процента, что почти вдвое не дотягивает до накопленной за этот период инфляции в 3,4 процента.
Таким образом, реальные, то есть очищенные от инфляции траты россиян в сентябре оказались ниже аналогичных показателей всех предыдущих лет наблюдений за исключением только 2012 года".
По сравнению с августом цены (в том числе и на непродовольственные товары) возросли на 4,8 процента. По сравнению с предыдущим, последним летним месяцем в Центральном округе страны жители потратили на 3,5 процента больше.
Общие траты остальных округов поскромнее: в Северо-Западном регионе они увеличились на 3,1 процента, в Сибири — на 2,5 процента.
Сентябрьские траты потребителей в Москве, в сравнении с августом, выросли на 8,3 процента, в Санкт-Петербурге — всего на три процента.
В остальных регионах повседневные расходы в минувшем месяце только сокращались: в Приволжском округе — на 2,9 процента, в Уральском — на 5,6 процента, в Южном — на 5,7 процента.
"Общий рост расходов в сентябре, согласно исследованию, обеспечили россияне со средними (два процента) и высокими (2,7 процента) доходами.
Низкодоходники же, наоборот, сократили свои траты на семь процентов. Относительно же сентября прошлого года расходы низко- и среднедоходников остались на прежнем уровне.
Рост показали только высокодоходники, расходы которых относительно сентября прошлого года выросли на скромные два процента", — пишут РИА Новости.
Большинство прогнозов о будущем российской экономики полны пессимизма, с некоторыми приятными исключениями.
Для затравки возьмем анализ от МВФ. Из-за роста цен на нефть в 2019 году их аналитики прогнозируют рост российского ВВП на 1,8 процента вместо прежних полутора процентов.
По мнению российского рейтингового агентства АКРА, в 2019 году средний курс доллара будет колебаться на отметке 83 рубля, обрушение ВВП Российской Федерации следует ожидать на уровне 2,5 процента, а прогнозируемый рост инфляции будет зафиксирован в 8 процентов.
Быстрому росту потребительских цен будут способствуют такие факторы, как увеличение в следующем году ставки налога на добавленную стоимость, а также вероятное ослабление рубля к основным валютам.
Проблема усугубляется еще и тем, что многие производители уже сегодня начали закладывать январское повышение ставки НДС в цены.
Вот как прокомментировал "Правде.ру" данные статистики главный аналитик Института современного развития (ИНСОР) Никита Масленников:
"Ситуация на самом деле очень неоднозначна и противоречивая. Многофакторная. Действительно, для холдинга "Ромир" — это один из его основных исследовательских продуктов, и темпы роста расходов населения за этот период действительно пока худшие за весь год. Это напоминает нам ситуацию 2014 года.
Объяснений тут может быть много, но это мы оставим самим авторам исследования. Я бы здесь сказал, что этот ромировский результат показывает определенный тренд, но интерпретировать его однозначно на сегодняшний день достаточно затруднительно, потому что этот показатель несколько расходится с другими данными.
Я думаю, что в середине второй декады мы увидим динамику розничной торговли, увидим динамику расходов на конечное потребление. Пока дают только прогнозные оценки.
Скажем, Центральный банк оценивает по третьему кварталу в целом на три, три с половиной процента расходы на конечное потребление населения, что, в общем-то, средненько. На троечку, но не критично.
С другой стороны, экспертный опрос, консенсус-прогноз Интерфакса по темпам роста сентябрьской розничной торговли, показывает, что она чуть-чуть, на одну десятую процентного пункта поднялась к августу.
При этом мы видим явное сжатие импорта, который, естественно, заметно подорожал на девальвации рубля, и от него начинают отказываться многие потребители. Дорого.
Поэтому картинка многозначная. Пока потребительский спрос до конца года будет расширяться умеренными темпами. Но вот дальше возникают последствия.
В августе отток вкладов составил 141 миллиард рублей и порядка 500 миллиардов — в сентябре.
Многие интерпретируют это таким образом, что это реакция дедолларизации. Но дедолларизация начинает сходить на нет, а рублевые вклады страдают.
Ответ, на мой взгляд, достаточно очевиден и прост: с 1 января 2019 года повышается налог на добавленную стоимость на 2 процента. Кое-кто уже начинает форсированно закупать автомобили.
Действительно, это факт, потому что все подорожает. Причем, на два процента — это среднестатистический НДС вырастет, а на разных сегментах рынка разные товарные группы могут вести себя по-разному.
Если сегодня у нас годовая инфляция где-то 3,4 процента, то на первый квартал следующего года уже очевидно, что цены выходят за пять процентов.
Очень аккуратный, осторожный прогноз — пять-пять с половиной процентов. Возможно, и шесть процентов.
Наша унитарная политика так устроена, что затем это будет тормозиться, но все равно, как говорит нам Минфин, в среднем мы где-то дойдем по году в целом до четырех с половиной процентов. Но это пока оптимистический прогноз.
Как на это реагировать? Естественно, купить сегодня то, что будет завтра дороже. Поэтому к показателю "Ромира" надо относиться осторожно.
Он просто определяет тренд, что у населения есть определенные проблемы. Думается, сегодняшнее оживление на этих инфляционных ожиданиях потребительского спроса носит краткосрочный, временный характер.
Перспектива потребительского спроса такова, что, несмотря на разноречивые, многофакторные комбинации разных показателей, в общем-то, особо уповать на то, что он станет мощным фактором поддержки в 2019 году, конечно, не стоит. Тем более что налицо тенденция замедления темпов роста и заработной платы, реальных доходов населения.
По сентябрю пока данных нет. Если мы начинали год по заработной плате почти в девять с чем-то, то в августе — это уже семь. Уже отпадение темпов, сокращение. А по реальным располагаемым доходам в августе вышли в минус.
Это означает, что для людей может быть достаточно высокий риск социальной напряженности. Плюс ко всему сегодня во многом потребление идет за счет и сбережений и за счет того, что люди берут кредиты.
Кредит гасится из реальных заработных плат и реальных доходов. Кредит, который вы берете сегодня, разгоняет спрос, завтра эти же объемы начинают работать со знаком минус.
Люди не покупают то, что нужно, так как нужно погашать кредиты и управлять своей задолженностью. Они снижают потребление, потому что у них действительно не хватает средств.
Потребительский спрос на следующий год — это не надежда для экономического роста. Инвестиционный идет вслед за потребительским. По всем исследовательским замерам и опросам предприятий прогнозы спроса на промышленную продукцию в России достаточно слабые.
Прирост закупочных цен и отпускных цен в сентябре — свидетельство того, что промышленность опять приспосабливается. В целом реальный сектор и услуги приспосабливаются к слабеющему спросу разгоном цен.
Мы действительно очень сильно зависим от глобального хозяйства, а мировая экономика находится в такой пограничной ситуации, когда бушуют торговые войны, огромное количество накопленных долгов в мире, огромное количество государственной собственности, то есть активов на балансах правительств развитых и развивающихся стран.
Вы не можете поддерживать экономику, а вынуждены поддержать эти разраставшиеся госсектора. Кстати, это и российская проблема тоже. Естественно, финансовые рынки, которые на этой неделе уже начало трясти достаточно серьезно.
Это все признаки того, что глобальная экономика в целом в конце 2019 года — в начале 2020 года может сорваться в новую мировую рецессию. А коли так, то и мы не застрахованы.
Мы со всем экономическим миром попадаем в зону негативных трендов.
Следующий год будет крайне напряженный. Если людям надо решить какие-то свои проблемы, то это надо будет делать сейчас. В следующем году придется, на мой взгляд, включать режим экономии, затягивать пояса, вспоминая опыт 2008-2009 годов и 2013-го и 2015-го.
Источник фото: kakprosto.ru
Читайте также:
Это вам не СССР: в 2019 году цены взлетят на все
Суровые годы приходят: ждет ли россиян нищета и безысходность?
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.