Вряд ли это стало простым совпадением: 22 августа из США на Украину была отправлена первая партия угля, а накануне в порт Клайпеда была доставлена первая партия американского сжиженного природного газа. Так Украина и Литва стали для США плацдармом для начала энергетической экспансии в Старый Свет.
Обращает на себя внимание тот факт, что это энергетическое наступление Вашингтона началось сразу после принятия конгрессом США беспрецедентно жесткого пакета санкций против России. Достигнут ли США желаемой цели — вытеснить "Газпром" из Европы — или же план Вашингтона обречен на провал? Последуют ли другие страны ЕС странному примеру Литвы, начнут ли закупать СПГ из США? На эти вопросы в программе "Диалоги" отвечали обозреватели "Правды.Ру" Айдын Мехтиев и Дмитрий Нерсесов.
— Терминал в Клайпеде специально построен с учетом потребностей не только для Литвы, но и всей Прибалтики. Кажется, что США намерены использовать Литву как плацдарм для экспансии, чтобы вытеснить из Европы "Газпром". С этим связано и недавнее беспрецедентное решение конгресса США о новых санкциях против России, в том числе и энергетических. Вы согласны, что все это звенья одной цепи?
— Конечно. На этом фоне забавно вспомнить ту романтическую эйфорию о преимуществах свободного рынка, которая была характерна в момент развала Советского Союза. Тогда "нехороший" Госплан обвиняли в том, что он заставляет всех действовать вопреки экономической логике и покупать то, что слишком дорого, там, где не хочется, везти за тридевять земель то, что есть под боком… Все уповали на невидимую руку рынка, которая все приводит в равновесие.
Теперь мы воочию видим действие этой самой невидимой руки рынка, имя которой в данном случае — власть США. Украина, которая всю свою индустриальную историю экспортировала уголь, уже закупает его в США, везет через полмира. Литва, которая расположена относительно недалеко от сибирских месторождений газа, закупает сжиженный природный газ в той же самой Америке.
Не нужно быть академиком и нобелевским лауреатом в области экономики, чтобы понимать: закупки энергоносителей в Соединенных Штатах Америки гораздо дороже для Восточной Европы, нежели закупки того же сырья на российском рынке. Тем не менее рука рынка направляет из Вашингтона всю экономику подчиненных стран. Видимо, на Украине и в Литве очень хотели именно этого. Они это получили. Поздравляю.
— И все-таки: какой план у США для проталкивания своих явно неконкурентных в Европе энергоносителей? Заблокировать "Северный поток-2" и "Турецкий поток", создать искусственный дефицит газа в Европе? Как она этот шантаж воспримет?
— Естественно, американцы очень хотят поставлять свой сжиженный газ на весь европейский рынок, потому что, конечно же, их не интересуют ни литовский рынок, ни украинский. При всем уважении к этим гордым нациям, они все-таки маловаты в качестве рынка сбыта для такой державы как Соединенные Штаты Америки.
Безусловно, можно полагать, что США рассчитывают освободить Европу от российских энергоносителей и навязать зависимость от американских. Это и будет считаться победой свободного рынка, демократии и так далее. Ну что ж, таковы условия игры. Надо их принимать. Теперь будем смотреть, как на это отреагирует покупатель — та самая Европа, за которую все борются. Готовы ли покупатели платить огромные деньги Америке или же будут продолжать платить поменьше России? Примеры Литвы и Украины все-таки не очень показательны для всего европейского континента.
— Но в Евросоюзе уже много лет каждые полгода идет солидарное голосование по продлению санкций против России, даже ведущие страны вынуждены вопреки собственным интересам и здравому смыслу голосовать против нашей страны. Кроме того, в последнее время пытаются все-таки запустить Транскаспийский газопровод.
— С ним большие технические, а главное, политические сложности. Россия и Иран не позволяют протянуть трубопровод по дну Каспия. А структура рынка и сбыта уже обустроена, вклиниться туда со своими объемами, а тем более что-то там вытеснить — это все крайне сложно, даже несмотря на грубый политический нажим.
— Это складывалось десятилетиями, быстро все поменять невозможно.
— Да, это очень большая проблема. Так же говорили о возможных поставках иранского газа, но у Ирана нет ни потенциала ни желания конкурировать с "Газпромом" на европейском рынке. У американцев есть воля объявить России войну на газовом рынке в Европе; есть ли у них потенциал, этого на самом деле никто не знает.
К тому же газ из трубы — это все-таки традиционный продукт, понятный, известный, предсказуемый. Что такое сжиженный газ, в Европе еще толком не знают. Как будет формироваться цена, от чего она будет зависеть, насколько она будет постоянной или переменной, как этот рынок будет работать — это все пока темный лес для европейцев.
Один танкер, два, десять — ради бога; но переделка всей инфраструктуры и всего энергетического рынка под другой продукт — это проблема гигантская. Она потребует огромных вложений, огромных усилий и огромной уверенности в будущем. Российский трубопроводный газ — он был, он есть, он понятен. Но что такое СПГ из США или из Катара — это-то как раз непонятно и непредсказуемо, а непредсказуемость и непонятность — это то, чего на Земле боятся больше всего.
Читайте также:
Заокеанский СПГ для Литвы: не панацея, а мыльный пузырь
Дорогая цена американской дружбы: что удастся "впарить" Украине?
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.