Вряд ли приходится сомневаться в том, что Вашингтон введет новый пакет антироссийских санкций. Каков может быть эффект?
Санкции уже стали неотъемлемой частью современной системы международных отношений. Мода на них захватывает все больше государств. Создается впечатление, что каждая уважающая себя страна должна либо находиться под чьими-либо санкциями, либо сама ввести хоть какое-нибудь ограничение в отношении соседей по планете.
Однако даже самый краткий обзор санкционных историй показывает: парадоксальным образом санкции, как правило, укрепляют тех, против кого вводятся. Возьмите Иран или Северную Корею, например. Ограничения, наложенные на их экономики, никак не повлияли на их поведение. Именно под санкциями эти страны создали свой военный потенциал, то есть добились как раз того, в чем им стремились помешать. Более того, внешнее негативное воздействие не расшатало внутреннюю стабильность; напротив, оно мобилизовало оба государства на поддержку режимов и в Тегеране, и в Пхеньяне.
То же самое произошло и в России. Наложенные на нашу страну незаконные экономические ограничения дали мощный импульс развитию импортозамещения в сельском хозяйстве, в промышленности и не привели к расколу в элитах и обществе в целом, на что рассчитывал Запад.
Это вполне позволяет без излишнего пессимизма смотреть и на вероятный эффект нового санкционного пакета. Тем более, что определенная подготовка ведется.
В связи с этим любопытно вспомнить, что за несколько месяцев до воссоединения Крыма с Россией Кремль начал кампанию, направленную на воспитание патриотизма в элитах. Тогда прозвучали недвусмысленные предупреждения тем их представителям, кто ориентирован на Запад: хранит там деньги, скупает недвижимость, направляет детей на учебу и тому подобное. Вы можете в одночасье все это потерять, так что лучше возвращайте все домой, в российскую юрисдикцию — такой был главный посыл. Тогда же была проведена амнистия капиталов, размещенных за рубежом.
Истинный смысл этой кампании стал очевиден немного спустя, после того как Запад развязал санкционную войну против России. Эта история доказывает, что Кремль прекрасно просчитывал последствия воссоединения Крыма и готовился к ним. Об этом же свидетельствует и успех политики импортозамещения, признанный даже на Западе.
Здесь надо отметить особо, что на этот раз уже и в Евросоюзе крайне неоднозначно восприняли новые антироссийские шаги Вашингтона. Так, глава Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганг Ишингер накануне заявил открыто и недвусмысленно, что новые санкции подрывают европейскую экономику и подготовлены абсолютно без учета интересов ЕС.
Давайте посмотрим на готовящийся новый пакет антироссийских санкций. В чем их суть? В жестких финансовых ограничениях: российским компаниям фактически закрывают доступ к длинным деньгам, к кредитам, необходимым для нормального развития.
Надо отметить, что подобные ограничения были введены и ранее, теперь же речь идет скорее об их усилении, а не о чем-то принципиально новом. И к настоящему моменту российская банковская система не рухнула, что говорит о ее способности выживать и функционировать в весьма сложных условиях.
Но главное, на что следует обратить внимание в связи с этим, — работа по оздоровлению банковской сферы, которую настойчиво и целенаправленно ведет Банк России. Он планомерно очищает ее от сомнительных, нечестных, слабых банков, способствуя концентрации капиталов в руках крупных и крупнейших организаций. Только такие банки имеют шансы выстоять под готовящимся массированным напором.
Конечно, это вызывает непонимание и неприятие у тех финансовых организаций, которые не попадают в высшую лигу. Отсюда и раскол в Ассоциации российских банков, и критика руководства АРБ в адрес главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной. Однако, насколько можно судить, этот раскол не привел к кризису банковской системы; напротив, крупнейшие банки, покинувшие АРБ, демонстрируют солидарную позицию поддержки усилий ЦБ по укреплению этой системы.
Таким образом, вполне можно полагать, что новые вашингтонские санкции не являются сюрпризом для Москвы, мы к ним уже готовимся. И вполне вероятно, что и на кредитно-финансовом поле Россия сумеет применить эффективную стратегию импортозамещения, подобно тому, как это происходит в других отраслях экономики.
Конечно, это не пройдет без более или менее болезненных сбоев, где-то дефицит кредитных средств заставит пересмотреть планы развития, отказаться от тех или иных проектов. Не избежать, видимо, и объективного усиления роли государства. Нельзя исключать и применения подзабытых методов привлечения ресурсов вроде госзаймов у населения.
Однако через все это все равно придется пройти: незаконных западных санкций нам не избежать в любом случае. Результатом же должна стать более самостоятельная, самодостаточная отечественная финансово-кредитная система.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.