Как нам выйти из спирали социальной апатии?

"Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!" — эта фраза, сказанная Петром Столыпиным более 100 лет назад, и сегодня не утрачивает своей актуальности. Вряд ли кто-нибудь станет возражать против преимуществ устойчивого развития. Без него невозможны ни успешное экономическое развитие, ни научно-технический прогресс, ни рост благосостояния населения. Чтобы стать устойчивым, общество должно достигнуть определенного уровня благосостояния. Высокий уровень социального неравенства, наличие слишком большого числа бедных, люмпенизация населения на фоне безмерного обогащения кучки привилегированной части населения — все это рано или поздно ведет к тем самым нежелательным потрясениям. И об этом не грех задуматься накануне 100-летнего юбилея большевистской революции 1917 года.

На одном полюсе общества у нас блистает золотая сотня миллиардеров с совокупным состоянием в 386 миллиардов долларов. Судя по тому, что за прошлый год их состояние увеличилось еще на 100 миллиардов, кризис для них уже закончился. А что же на другом полюсе? По официальным данным Росстата, на конец 2016 года за чертой бедности проживает примерно 13,8% от общей численности населения страны. Это означает, что денежные доходы 20 миллионов россиян не дотягивают до прожиточного минимума, который составляет 9909 рублей на душу населения. В развитых странах Евросоюза он выше в 10 раз.

Что же между этими двумя крайностями? По идее, там должен находиться средний класс, который призван цементировать общество, оберегать его от пагубных колебаний и потрясений. По оценкам Института социологии РАН, численность нашего среднего класса составляет примерно 20% всего населения страны. Эта численность не внушает оптимизма. К тому же, эксперты Института современного развития дают еще менее оптимистичные оценки: всего семь процентов. Проблемы есть не только с количеством, но и качеством. Исследования показали, что даже вполне обеспеченные граждане пребывают в состоянии политической апатии и пессимизма в отношении будущего России. Создание среднего класса отнюдь не мелочь, которую можно пустить на самотек, это дело государственной важности. Рецепты давно известны, была бы политическая воля. Начать хотя бы с того, что на виду: введения прогрессивной шкалы налогообложения. Нельзя же, чтобы и бюджетник с зарплатой ниже прожиточного минимума, и крупный предприниматель с миллиардными доходами платили один и тот же подоходный налог в размере 13%!

Сейчас социологи бьют тревогу: мы вновь стали страной со стабильно высоким уровнем бедности. Можно понять, если в категорию бедных попадают, например, инвалиды, пожилые и безработные. Хуже, когда среди них оказываются семьи с детьми или занятые граждане с доходами ниже прожиточного минимума. "Работающие бедные — это вообще признак социальной аварии!" — обеспокоенно восклицает директор Института социального анализа и прогнозирования, экономист Татьяна Малева. Люди, вынужденные экономить во всем и затягивать пояса, начинают вести себя согласно логике выживания. Пассивная модель поведения порождает социальную апатию: возникает негативный эмоциональный фон, который никак не способствует встраиванию в эффективную траекторию развития.

Помнится, еще не так давно российское правительство выступило с амбициозными планами: войти в число пяти ведущих мировых экономик мира по объему ВВП, а по размеру ВВП на душу населения на уровень более 35 тысяч долларов на человека. Согласно данным МВФ на 2016 год, по объему ВВП Россия занимает 12-е место — между Южной Кореей и Австралией.

В связи с этим было бы интересно провести параллель с Норвегией, чья экономика зависит от нефти и газа в не меньшей степени, чем экономика России. Несмотря на то, что Норвегия начала активно разрабатывать данные природные ресурсы лишь в 70-е годы ХХ века, экономический успех страны за столь короткий исторический период впечатляет. Государство там не отдало нефтегазовую отрасль на откуп частным компаниям и держит ее под строгим контролем. Власти Норвегии за счет продуманной макроэкономической политики сумели поставить доходы от главной статьи своего экспорта на службу всему обществу в целом. Неудивительно, что по доходам на душу населения Норвегия занимает в мире почетное третье место. Кроме того, в рейтинге стран мира по уровню жизни (ООН), который наряду с доходом на душу населения учитывает также продолжительность жизни, уровень здравоохранения и образования, социальную защищенность, экологию, уровень преступности и соблюдение прав человека, Норвегия занимает первое место, а Россия — 58-е.

Как видно на данном примере, кому-то нефтегазовые ресурсы оказались во благо. К сожалению, руководству нашей страны не удалось использовать экономику нефтяных денег для прорыва и технологического совершенствования государства.

Опыт прошлых лет показал, что мировые цены на нефть не являются той надежной базой, на которой можно строить успешное государство. Социальный мир нужно строить на основе других, более стабильных и прогнозируемых категорий. На основе принципов справедливости, уважения и доверия. За счет поддержки традиционных ценностей и семьи, улучшения экологии, здоровья людей, развития образования и культуры. Благодаря сбережению людей и умножению человеческого капитала как главного богатства России.

Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня

 

 

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Обсудить