Евросоюз продолжает судорожные попытки ослабить монополию "Газпрома" на роль основного поставщика природного газа в Европу. В марте 2014 года, когда ЕС ввел санкции против России, Брюссель вел закулисные переговоры с Тегераном о масштабных поставках иранского газа в Европу. После неудачи с Тегераном начались попытки заигрывать с Алжиром. Насколько реальна перспектива вытеснения российского газа алжирским?
В марте 2014 года, после референдума о присоединении Крыма к России, Евросоюз начал лихорадочные попытки избавиться от монополии "Газпрома" на поставки голубого топлива в Европу. Брюссель дал ход переговорам с Тегераном, который с воодушевлением воспринял идею строительства газопровода для масштабных поставок иранского газа на старый континент. "Иранский газ мог бы стать будущим источником поставок в Евросоюз", — заявил тогда еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер.
Идея поставок иранского газа в Европу казалась вполне реальной, так как в январе 2016 года по итогам успешных переговоров международной "шестерки" с Тегераном Евросоюз отменил санкции против Ирана и снял ограничения на поставки иранских энергоресурсов на мировой рынок. Однако оптимизм Брюсселя по поводу иранского газа окончательно угас 16 августа 2016 года, когда Тегеран разрешил российским ВКС использовать свой аэродром Хамадан для боевых вылетов и нанесения ударов по террористам в Сирии.
В Европе поняли, что с этого момента Иран и Россия стали военными союзниками на сирийском фронте, и в этих условиях Тегеран не начнет газовую войну против Москвы. Окончательно Иран пошел на альянс с Россией после сенсационного успеха Дональда Трампа на выборах в США в ноябре 2016 года. 45-й президент США сразу объявил Иран террористическим государством и прозрачно намекнул на возможность нанесения военных ударов по Ирану. С этого момента Тегеран перестал заигрывать с Брюсселем и пошел на военно-стратегический союз с Россией. Еврокомиссия поняла очевидное: Иран утратил для Брюсселя роль возможного альтернативного "Газпрому" поставщика природного газа.
Но вскоре Брюссель нашел нового партнера по газовому диалогу. На этот раз в далекой Северной Африке. Алжир был приятно удивлен, когда в эту страну зачастили с визитами еврокомиссары. Тема та же: поставки газа в Европу. В настоящее время доля алжирского газа на рынке Евросоюза составляет лишь восемь процентов. В основном газ из Алжира поступает в Италию, Францию, Португалию и Испанию. И вот теперь в Брюсселе задумались о том, чтобы увеличить долю алжирского газа на европейском рынке и за счет этого уменьшить энергетическую зависимость от "Газпрома".
11 апреля 2017 года в Брюсселе прошло совещание между главами энергетических ведомств Алжира и ЕС, на котором обсуждалась возможность строительства новых транспортных магистралей из этой североафриканской страны в Европу. Комиссар ЕС по вопросам климата и энергетики Мигель Ариас Канет заявил: "Сочетание географической близости и наличие хорошей инфраструктуры для транспортировки сырья из Алжира в Европу делает его очень привлекательным для увеличения присутствия на европейском рынке". В ответ министр энергетики Алжира Нуреддин Бутарфа тоже излучал оптимизм: "Наша страна намерена увеличить поставки своего газа на европейский рынок".
Алжир, в отличие от Тегерана, готов бросить вызов Москве. В 2001 году президент Алжира Абдельазиз Бутефлика посетил Москву и провел переговоры с Владимиром Путиным. Но у России с Алжиром не сложились такие же доверительные отношения, как с Ираном, хотя Москва недавно и договорилась о поставке режиму Бутефлики военной техники на сумму равную семи с половиной миллиардам долларов.
Это отчасти объясняется тем, что на внешнюю политику Алжира серьезное влияние оказывает Париж, благодаря поддержке которого Бутефлика в качестве ставленника алжирских генералов пришел к власти в 1999 году. Франция до сих пор рассматривает его как гаранта стабильности, противостоящего попыткам исламских фундаменталистов захватить власть в этой стране.
В марте 2016 года в Алжире с визитом побывал глава МИД России Сергей Лавров, в ходе которого он и его алжирский коллега Рамтан Ламамра вместе посадили "оливковое дерево дружбы и мира". "Пока саженец вырастет, придется подождать", — пошутили они. Дружба с Москвой — это хорошо, но при этом Алжир не хотел бы упускать финансовую выгоду от газового сотрудничества с щедрым Евросоюзом. Тем более что разведанные запасы голубого топлива в этой стране составляют 4,2 триллиона кубометров, что позволяет при условии солидных капиталовложений ЕС существенно увеличить добычу.
В настоящее время голубое топливо из Алжира в Европу идет по газопроводам Maghreb-Europe и Medgaz в Испанию и Transmed в Италию, а также через сеть СПГ-терминалов. Вскоре ожидается ввод в эксплуатацию новых коммуникаций, в частности, газопровода Midcat, благодаря чему в 2018 году совокупный объем поставок в Европу составит 96 миллиардов кубометров в год. Для сравнения: в 2016 году объем экспорта не превышал 56 миллиардов кубометров. По прогнозам экспертов, благодаря инвестициям ЕС к 2020 году объем добычи газа в стране возрастет до 115 миллиардов кубометров.
Скептики утверждают, что перспектива вытеснения позиций "Газпрома" в Европе с помощью алжирского газа весьма маловероятна. Для реализации этой амбициозной цели Брюсселю надо убедить инвесторов на огромные капиталовложения в алжирские месторождения.
Однако инвесторы не спешат принимать решения. Не в последнюю очередь потому, что 80-летний президент Бутефлика пока единственный в стране лидер, способный гарантировать стабильность. Преемника он себе пока не готовит, и возможная смерть алжирского диктатора может вызвать кризис власти и даже повторение событий "арабской весны", имевших место в Египте, Тунисе и Ливии.
Между тем Нигерия и Марокко, воодушевленные переговорами Алжира с ЕС, договорились построить трансафриканский газопровод для выхода на рынок Европы. Эта транспортная артерия может связать нигерийские месторождения газа со странами Западной Африки и Европой. В настоящее время через территорию Марокко проходит трубопровод Магриб — Европа, соединяющий алжирские месторождения газа с газотранспортными системами Испании и Португалии. Этот газопровод проходит по дну Гибралтарского пролива.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.