После двухгодичного спада, связанного с экономическим кризисом и введением антироссийских санкций иностранные инвесторы снова возвращаются в Россию. Чего хочет любой инвестор, заходя на чей-либо рынок, это ясно: он хочет прибыли. А чего, по большому счету, наша страна хочет от иностранных инвесторов? Вопрос не столь риторический, как кажется на первый взгляд.
"Инвесторы поверили в Россию", "Россия вошла в список самых привлекательных…" и т. д. — ликуют сегодня СМИ. Повод для ликования действительно есть: после почти трехкратного падения в 2014 году приток иностранных инвестиций в нашу страну вновь растет, причем довольно быстрыми темпами. Правда львиную их долю составляют так называемые портфельные, или спекулятивные, инвестиции — покупка ценных бумаг (акций, облигаций) компаний с целью извлечения прибыли за счет процентов или дивидендов. Активность "спекулянтов" неудивительна: по данным агентства Bloomberg, сегодня доходность российских ценных бумаг в девять (!) раз превышает средние показатели для стран Евросоюза. Однако такой привлеченный капитал во всем мире считается довольно неустойчивым — при первых признаках неблагополучия портфельные инвесторы скидывают дешевеющие бумаги и бегут с рынка.
Более отрадно, что наряду с портфельными растет и число прямых инвесторов, вкладывающих деньги в размещение на территории России промышленных производств даже несмотря на то, что кризис внес в экономику довольно существенные коррективы. Изрядно полегчавший по сравнению с 2013 годом рубль, удешевивший стоимость рабочей силы (для инвестора это несомненный плюс), уронил и внутренний спрос, перекроив тем самым отраслевую картину.
Произошедшие изменения хорошо иллюстрирует рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов, подготовленный нынешней зимой рейтинговым агентством RAEX ("Эксперт РА"). В частности, прежние лидеры роста: Калужская и Калининградская области, — сдали свои позиции. Особенно показательна в этом плане Калужская область, с 2009-го по 2014 год неизменно находившаяся в числе лидеров по объему прямых иностранных инвестиций в расчете на душу населения благодаря многочисленным иностранным автозаводам, расположенным на ее территории. Но сейчас, в ситуации, когда спрос на иномарки существенно снизился, регион переживает не самые легкие времена — в отличие, кстати, от Самарской области, родины "АвтоВАЗа". Объемы производства старой доброй "Лады", хотя и снизились, но гораздо меньше, в кризис ее доля на отечественном авторынке даже возросла.
Вместо лидеров-автогигантов взгляды инвесторов, в том числе и иностранных, теперь притягивают к себе, во-первых, агропромышленные регионы (Тамбовская и Воронежская области, Ставропольский и Алтайский края); во-вторых, регионы с развитым химпромом (Татарстан, реализующий крупные проекты по переработке нефти и производству нефтепродуктов, Тульская область, с советских времен сохранившая мощный комплекс химпредприятий — производителей минеральных удобрений, синтетических волокон и бытовой химии, и Новгородская область, где также имеются крупные предприятия по производству минеральных удобрений).
По-прежнему привлекательны для инвесторов субъекты, которые, по выражению авторов рейтинга, остаются тяжеловесами: Московский регион и Ленинградская область. Потребительский спрос в них тоже упал, но значительно меньше, чем в целом по России. Оба региона к тому же выехали из кризиса в прямом смысле слова. В Москве последние четыре года ежегодно вводится в строй и реконструируется около 100 километров дорог. В прошлом году открылось для пассажиров Московское центральное железнодорожное кольцо, которое одним фактом своего существования вдохнуло жизнь в окрестные промзоны — теперь туда стремятся девелоперы. Примеру "старшей сестры" следует и Московская область, где продолжается строительство Центральной кольцевой автодороги и новой автомагистрали в направлении Санкт-Петербурга.
Будучи стесненными по части финансов больше, чем до кризиса (перечисления из федерального бюджета значительно сократились), и стремясь увеличить налогооблагаемую базу, большинство российских регионов заманивают инвесторов привлекательными условиями работы. Ведь новые фабрики и заводы — это повышение доходов в бюджет в долгосрочной перспективе, создание рабочих мест, обучение новой культуре производства, обеспечение региона продукцией собственного изготовления. Умение привлечь на свою территорию и создать условия для работы иностранных производителей — это безусловный плюс руководству региона, такой опыт приветствуется на всех уровнях.
По данным минпромторга, сегодня в нашей стране действует более 90 индустриальных парков, которые привлекли более 200 иностранных компаний из 25 стран мира, в первую очередь из Германии, Италии, Японии, Франции, Финляндии. Каждый год создаются новые территории опережающего развития (ТОРы), особые экономические зоны (ОЭЗ) технико-внедренческого типа, обитателям которых предоставляют различные налоговые и прочие преференции. На федеральном уровне законодательно введен новый инструмент — специальный инвестиционный контракт между инвестором и Российский Федерацией (или ее субъектом). В этом документе фиксируются обязательства инвестора по освоению производства промышленной продукции в предусмотренный срок и принимающей стороны, которая гарантирует инвестору стабильность налоговых и регуляторных условий в течение реализации проекта и предоставляет меры стимулирования и поддержки. Борьба с коррупцией и административными барьерами также дала свои плоды. Неслучайно за последние пять лет (с 2011-го по 2016 год) Россия сделала впечатляющий рывок в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса (Doing Business), поднявшись со 124-го до 40-го места.
"Шанс есть абсолютно у всех. Наличие ресурсов — это не определяющий фактор. Те оценки, которые дает бизнес, и те, которые появляются в национальном рейтинге инвестпривлекательности регионов, говорят о том, что качество команды и управленцев, которые есть в регионе, умение предложить наиболее интересные условия, выдержать свои обещания, дать имеющиеся возможности для инвесторов — это, наверное, самое главное", — отмечал в одном из своих выступлений, генеральный директор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин.
Спору нет — привлекать "долгоиграющих" инвесторов нашей стране, как и любой другой, безусловно, полезно. Сегодня на любом профильном форуме детально обсуждается, как это лучше сделать, выслушиваются и анализируются мнения на этот счет представителей иностранных компаний. Значительно реже публично поднимается другой вопрос: а что от такого сотрудничества, по большому счету, ждет Россия? Каковы на этот счет государственные (не в масштабах отдельных регионов, а в масштабах страны в целом) приоритеты?
Большинство опрошенных "Правдой.Ру" экспертов в своем мнении единодушны: налоговые поступления — это хорошо. Но основное, что мы, как и любая страна, намеренная активно развиваться, хотим от иностранцев, — это передача передовых технологий и выход на новые внешние рынки сбыта. И с этим как раз есть проблемы.
"Формально редко бывает, чтобы иностранный инвестор не выполнил заложенные в договоре или контракте требования по уровню локализации, — делится своим мнением с "Правдой.Ру" заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Дмитрий Кувалин. — Другое дело, что наиболее технологичные узлы и агрегаты (например, в автомобилестроении это двигатели и коробки передач, где и зашиты высокие технологии) попадают при этом в нелокализованную часть. В современном мире технологические ноу-хау запрятаны так надежно, что, даже получив готовую продукцию, невозможно понять, как работает тот или иной ключевой чип. Конечно, за последнее время государством были достигнуты определенные успехи в части принуждения к локализации, но пока они носят точечный характер".
К сожалению, сетуют эксперты, во многих сферах российской промышленности до сих пор нет четких требований по локализации иностранного производства. Региональные и отраслевые программы по объявленному импортозамещению не согласованы между собой, а зачастую и противоречат друг другу. Регионы конкурируют друг с другом за инвесторов — в основном уже упомянутыми льготами и преференциями. В итоге складывается парадоксальная ситуация.
"Это льготное соревнование порой приводит к тому, что регионы на какой-то период просто обнуляют свои бюджетные доходы в настоящем с расчетом на будущие поступления, — считает Дмитрий Кувалин. — В результате льготы выданы, займы под строительство инфраструктуры набраны, кредиты надо отдавать, но из-за падения объема продаж выпускаемой в регионе продукции ожидаемого потока налоговых поступлений бюджет не получил — в итоге образуется дефицит.
В подобной ситуации оказалась сегодня, например, Калужская область. С точки зрения текущего состояния бюджет там нормальный, но в плане соотношения доходов и задолженности ситуация неблагоприятная… Вообще, ситуация, когда регионы фактически вынуждены конкурировать за инвестора, — глобально неправильная. Для экономики в целом было бы лучше, если бы эта конкуренция уступила место сотрудничеству и правильному разделению труда".
Читайте также:
Бурное развитие технологий Ирану обеспечили… США
Валерий ШАНЦЕВ: "Западному бизнесу у нас никто не мешает"
Валерий Шанцев: "С Америкой и Европой у нас все хорошо"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.