Избрание Дональда Трампа президентом США поставило крест на неолиберальной модели развития мира. После 30-летнего господства она похоронена, как и идея коммунизма, умершая после падения Берлинской стены и развала СССР. Выяснилось, что свободные сделки и торговые потоки людей и капитала по всему миру не приносят ему процветание. Что же дальше?
Победа Трампа не означает отказа США от статуса великой державы, но она говорит о том, что США становятся национальной державой, чьи ресурсы ограничены. Стало очевидно, что за время господства неолиберализма доходы населения снижались, разрушались целые отрасли и города, повсюду появились пришлые люди, которые отказываются интегрироваться в матричное общество. Богатые стали гораздо богаче, а бедные — беднее. Рухнул неолиберизм по той же причине, что и коммунизм — насильственного навязывания своей идеи миру в ущерб национальным интересам. Если коммунизм проповедовал отказ от частной собственности и гегемонию пролетариата, ставил на госрегулирование экономики, коллективизм, духовные ценности, то неолиберализм поставил на приватизацию, частную собственность, дерегулированность экономики, финансовый капитал возвел в касту неприкасаемых и отказался от духовных ценностей.
Начало падения неолиберализма было заложено финансовым кризисом 2008-2009 годов. Сегодня (как и перед распадом СССР, когда советский человек знал, что живет хуже венгра или поляка) в США сегодня средний американец ощущает, что живет хуже швейцарца, бельгийца, немца. И скоро будет жить хуже индийца и китайца, куда переехала вся промышленность и рабочие места его страны.
Согласно Gallup, все больше людей в США называют себя "низшим классом" — 48 процентов, а количество тех, кто считает себя средним классом с 2008 года уменьшилось на 10 процентов и составило в этом году 51 процент. Самое большое падение доходов наблюдается среди тех, кто не закончил даже колледж. Заметим, что большинство американцев не имеют высшего образования, это более 60 процентов населения. Среди этих людей заработная плата снизилась на 5,5 процентов по сравнению с 2011 годом и составляет 1800 долларов в месяц.
Причины такого состояния дел, согласно Институту экономической политики (Economic Policy Institute) в значительной степени подтверждают заявления, сделанные Дональдом Трампом. Это замещение американских товаров китайскими и завышение курса доллара США по отношению к другим валютам. Трамп не случайно выступает за отмену зоны свободной торговли НАФТА (Североамериканское соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой), которая защищает права инвесторов, но исключает какие-либо средства защиты в виде трудовых норм, социальных гарантий для наемных работников.
Исследования показывают, что НАФТА привело к оттоку рабочих мест из США в Мексику (682,3 тысячи) и Канаду (766 тысяч). Несмотря на либерализацию торговли и увеличение импорта продовольственных товаров из Канады и Мексики, номинальные цены на продукты питания в США выросли на целых 67 процентов за счет удорожания накладных расходов. Даже если принять во внимание импорт более дешевых товаров, то в условиях свободной торговли, американские рабочие потеряли эквивалент в 12,2 процента от их заработной платы.
В целом, по данным Бюро переписи населения США, с 2001 года наблюдается потеря почти 5 миллионов рабочих мест только в производстве, более чем 60 тысяч заводов закрыты. Рабочие так же больше не получают прибавки к заработной плате за счет повышения производительности труда. Норматив оплаты труда на 1 доллар выпущенной продукции составляет 95 центов за каждый доллар, по сравнению с 50 центами всего 20 лет назад. Поэтому среди тех, кто голосуют за республиканцев, 42 процента говорят, что они беспокоятся об экономике, но если включить сюда тех, кого "несколько беспокоит" ее состояние, то число сторонников Трампа подскакивает до 81 процента. Не удивительно, что по данным опроса Angus Reid 2012 года, 53 процента американцев считают, что Соединенные Штаты должны "сделать все необходимое", чтобы "пересмотреть" или "уйти" из НАФТА.
То, что говорит Трамп, это не популизм, это программа переориентации американской экономики с интересов корпораций на интересы граждан и коллективов (городов, производств).
Как видно из анализа любой сложной системы, произвольное удаление правил (дерегулирование) неизбежно ведет к хаосу и появлению ручного управления. Но и зарегулированность тоже ведет к краху, так как возрастающий дефицит ведет опять же к появлению ручного регулирования. Только в первом случае регулятором выступают банкиры. А во втором — "номенклатура". Там, где коммунисты верили в силу государства, неолибералы — в уничтожении государства. И те и другие проиграли. С Brexit и Трампом мир понял, что процесс распада нынешней цивилизации неумолим — и следующая волна цунами ударит по Италии и Австрии 4 декабря. Италия проведет выборы о централизации власти, а Австрия — перевыборы президента.
Видимо, новая цивилизация — это будет союз сильных государств, вмешивающихся в рынок, контролирующих монополии и жизненно важные объекты инфраструктуры. По сути, для того, чтобы создать конкурентоспособный "свободный рынок", прежде всего необходимо создать "справедливый рынок" с помощью государства, которое будет блюсти сочетание индивидуального интереса с общественным. Начало положено, если, конечно, Трампа не убьют или он не сдастся.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.