Перед Россией стоит задача к 2019 году построить газовую трубу в обход Украины. Однако пока что "воз и ныне там". Прошла информация, что "Газпром" закрывает департамент, занимающийся "Южным потоком". Кроме того, не клеится и с "Северным потоком-2". "Турецкий поток" тоже не радует воплощением. Что же делать стране в сложившейся ситуации?
В 2019 году заканчивается газовый контракт сроком на 10 лет, подписанный "Газпромом" и "Нафтогазом" в январе 2009 года. Перспектива его перезаключения с нынешней властью минимальна. Через территорию Украины сегодня осуществляется около 40 процентов поставок российского природного газа в Европу, что удовлетворяет 10 процентов европейского спроса на топливо.
Все мы помним, как Восточная Европа мерзла зимой 2006 и 2009 годов из-за ценовой войны между "Газпромом" и "Нафтогазом". Но Брюссель, Берлин и Париж ни замерзали, иначе бы брюссельские чиновники сегодня не тормозили строительство обходного газопровода.
Задача Евросоюза очевидна — не дать России построить трубу в обход Украины, чтобы Киев не лишился источника доходов, а Москва постоянно находилась бы под угрозой шантажа. "Чем России хуже — тем лучше", — известный западный постулат. Собственно поэтому "Третий энергетический пакет" ЕС предписывает, чтобы владелец трубы и поставщик газа были разными субъектами. Это оружие против "Газпрома". Будь на его месте какая-нибудь Shell, не было бы никакого "Третьего пакета".
Присутствует в Евросоюзе и маниакальная идея перейти на другие источники снабжения, например на катарские или иранские, и даже на сжиженный газ из США (вот оно, что Михалыч!). Но это требует больших капитальных вложений, которых в ближайшей перспективе не предвидится.
Пока в плане диверсификации энергетики у ЕС есть официально утвержденный Европейской комиссией (ЕК) Трансанаталийский газопровод (TANAP), рассчитанный на азербайджанское сырье. Он строится, но его производительность не даст Европе возможности слезть с российской газовой иглы.
Задача России — эту трубу все же построить. Использование украинского газопровода для России бесперспективно. Украина ворует газ, жалуясь на то, что "Газпром" снижает давление на точке входа в украинскую систему. Газпром "не способен поддерживать стабильное давление в системе из-за недопустимого состояния частей газотранспортной системы России", жалуется в Еврокомиссию "Нафтогаз". Россия не тратит время на опровержения, а Европа не торопится высылать своих наблюдателей на "точку входа". Интересно, почему?
Что сейчас у России есть? Это отложенный из-за позиции Болгарии (читай Еврокомиссии) "Южный поток". На прокладку трубопровода по дну Черного моря потрачен один миллиард долларов. РБК сообщил, что Газпром закрывает департамент по "Южному потоку", увольняются около 100 менеджеров. Это говорит о том, что данный проект окончательно закрыт. Но, конечно, надо использовать проложенную инфраструктуру, поэтому "Турецкий поток" реален в осуществлении. К тому же он стал политическим проектом для Турции. Реджеп Эрдоган не забудет, как в первые часы после начала переворота 15 июля госсекретарь Джон Керри выразил надежду на "стабильность и преемственность". Нет более опасного противника, чем союзник, которым пренебрегли. Как быстро можно будет начать работы? Пока технического проекта нет.
Однако такой проект есть во втором варианте обводной трубы, — это проект "Северный поток-2", который находится в стадии юридического оформления. О том, что американцы будут его тормозить, говорит протест Польши и заявление Украины. Первая в лице антимонопольного комитета сказала, что создание совместного предприятия "Газпрома" и европейских газовых компаний Shell, Uniper, Wintershall, OMV и Engie еще более усилит позиции российской компании на европейском рынке. А Украина попросила участников проекта согласовать его реализацию с украинской стороной "для предотвращения нарушения законодательства о защите экономической конкуренции".
Сейчас делается вид, что Еврокомиссия не в курсе того, что Польша ничего с этой ветки не имеет, а заявление Украины рассматривается как логичное, ведь "украинская труба работает на энергетическую безопасность Европы". Если мерзнуть зимой будут болгары, венгры и сербы, это, конечно, безопасно. Иначе Еврокомиссия давно бы разрешила на 100 процентов заполнять первую ветку "Северного потока" ("Газпром" заполняет ее только наполовину).
Так или иначе, но география "Северного потока" не проходит по территории Польши. Надо искать другие юрисдикции. Что же касается Украины, то, несмотря на призыв Брюсселя, ни одна из кампаний-участниц консорциума не захотела инвестировать в модернизацию ее газотранспортной системы.
Есть третий вариант решения проблемы — это использование упомянутой строящейся трубы из Азербайджана в Европу. Ее наполняемость будет невелика и, вероятно, не случайно Путин говорил по этому вопросу с Ильхамом Алиевым на встрече в Баку 8 августа. Интересно, что Еврокомиссия сделала для Азербайджана исключение из "Третьего пакета", и поставщики имеют право участвовать в поставках, а также распоряжаться инфраструктурой на территории Евросоюза.
Некоторые советуют кардинальный вариант — менять власть на Украине и покупать у нее трубу. Возможно, но Путин этого делать не станет. Он любитель договариваться, искать компромиссы, так что это не выход ближайших двух лет.
Читайте статью на английской версии Pravda.Ru
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.