С 1 июля в России повысились тарифы на жилищно-коммунальные услуги. К каким показателям привязано и чем обосновано это повышение? Почему в разных регионах рост тарифов разный? Какие социальные нормы потребления действуют сегодня в ЖКХ? Насколько прозрачны действующие тарифы? О качестве услуг и уловках коммунальщиков Pravda.Ru рассказал заместитель директора направления "Городское хозяйство" фонда "Институт экономики города" Владилен Прокофьев.
— Повышение тарифов на ЖКХ, естественно, радости ни у кого не вызвало. Но появились вопросы. Прежде всего, от чего зависит размер роста тарифов? К каким показателям он привязан? Говорят, что к инфляции, то есть власти еще ставят себе в заслугу, если тарифы выросли не выше инфляции…
— К сожалению, сегодня тарифы — понятие, вроде бы экономическое, — носят чисто политический характер. В среднем по России с 1 июля рост тарифов составил четыре процента.
— Это средняя температура по больнице.
— Да, у кого-то побольше — порядка семи, у кого-то — два с половиной-три процента, но в среднем — четыре. Потому что у нас в 2015 году рост пенсий граждан составил четыре процента. То есть это чисто политическое решение принято исходя из того, чтобы пенсионеры не платили больше того, на сколько у них повысилась пенсия.
По субъектам федерации тарифы выросли в зависимости от ситуации, в зависимости от того, насколько им удастся доказать необходимость в этих дополнительных деньгах. Происходит дифференциация.
— То есть прежде, чем ввести или повысить тот или иной тариф, региональные власти должны утвердить это в центре?
— Да, центр утверждает для каждого субъекта отдельно, насколько будет повышена плата. Причем речь идет о платежах за услуги ЖКХ в целом, то есть это касается электричества, отопления, воды и газа.
— А какие аргументы приводятся? Все-таки разброс большой. Чем это обосновано? Уровнем дохода граждан?
— Каждый субъект подает заявку в федеральную службу о повышении тарифа. Раньше это была Федеральная служба по тарифам сейчас — Федеральная антимонопольная служба. Все хотят повысить, конечно, как можно больше. А ФАС уже рассматривает эти заявки и выдает свое заключение, может потребовать какие-то подтверждения. В конечном итоге, на основании своих внутренних рассуждений она определяет, кому насколько целесообразно повысить.
— То есть аргументы не известны ни широкой общественности, ни даже специалистам?
— Никому не известны, поэтому я и говорю, что это чисто политическое решение. Хотя, экономика должна под этим какая-то стоять. Необходимо подтвердить, что действительно экономические расходы сегодня нужны именно такие, но решение чисто политическое. Экономики там самый минимум.
— Принципы формирования тарифов — очень непрозрачны, но результаты, какое произошло повышение, известны. На составляющие ЖКХ — вода, электричество и так далее — они повышаются в каждой отрасли по-разному?
— Да, ситуация в каждой отрасли складывается по-разному. И сегодня, на мой взгляд, самая тяжелая ситуация в водоснабжении и водоотведении, где последние годы рост тарифов всячески сдерживался. Тарифы на электричество и газ росли более быстрыми темпами, чем на воду и тепло.
И еще наложилось то, что в водоснабжении установили приборы учета. Жильцы стали бережней расходовать воду, и потребление существенно сократилось. Раньше в среднем по стране потребление холодной воды на человека составляло около 300 литров, сегодня — порядка 175 литров. А тарифы росли незначительно. Естественно, водоснабжающие предприятия получают существенно меньше средств.
Поэтому вода отказалась в самой тяжелой ситуации. У нас уже давно велика доля сетей, нуждающихся в замене. Есть сети, которые отслужили уже полностью, уже совсем гнилые, — их надо просто выкапывать и менять на другие. Их количество постоянно растет, каждый год все больше, больше и больше. Сейчас ставятся задачи снижения потребления электроэнергии, воды, а также снижения потерь в сетях. Вроде бы правильные задачи.
— Конечно, правильные. Но это же парадокс. Ведь чем меньше будут потреблять, тем меньше будут платить. Коммунальщикам это невыгодно.
— Получается, что задача ставится неверно. Надо формулировать задание так, чтобы не было перерывов в водоснабжении. Даже если будут аварии, гражданин получает воду. Существует система, при которой, если где-то произошла авария, воду пускают по другой трубе, и человек даже не знает об этой аварии. То есть целью должно быть не снижение потребления чего-то, а чтобы перерывов в водоснабжении и электроснабжении не было.
— Как вы считаете, куда мы в сфере ЖКХ движемся и какими темпами?
— У меня ощущение, что мы идем зигзагом. Нет эффективного управления и прозрачности. Граждане должны понимать, что происходит в коммунальном секторе. Сейчас процентов на 30 прозрачность есть, а на остальные 70 нет. Тарифы должны отражать экономические реалии. Качество обслуживания и надежность должны быть на высоком уровне. Можно было бы идти по прямой, а мы идем зигзагом, то в лучшую сторону, то в худшую На Минстрой, который формирует политику в этом отношении, есть разнонаправленные давления. Монополисты в последнее время стали более сильными, поэтому пошел уклон в сторону монополистов. Иногда появляется движение в обратную сторону, например, в сторону управляющей компании. Вот и двигаемся таким зигзагом то в одну сторону, то в другую.
Подготовил к публикации Юрий Кондратьев
Беседовала
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.