Заграница проиграла борьбу за "русо туристо"

Лето-2016: Россияне раскупают внутренние туры

Какие сюрпризы приготовило отдыхающим нынешнее лето? Где может получить комфортный отдых российская семья со средними доходами? Благодаря чему произошла значительная переориентация туроператоров на внутренний туризм? Об этом рассказывает в прямом эфире видеостудии Pravda.Ru вице-президент Российского союза туриндустрии Александр Осауленко.

Россияне привыкли путешествовать

— Какие направления наиболее популярны этим летом? Как изменилась картина отдыха?

— Мы ожидали, что основной поток россиян все-таки будет ориентирован на внутренний рынок, и эта тенденция сохраняется. Более того, мы планировали увеличение потока где-то на 15-20 процентов, а сейчас эти цифры превышены в два раза. Так что можно однозначно сказать, что интерес у россиян к путешествиям и туризму не ослабевает, несмотря ни на какие экономические, социальные и прочие передряги. Люди привыкли путешествовать, и это уже стало неотъемлемой частью их образа жизни.

Другое дело, что место отдыха мы всегда выбираем "по карману" и уровню комфорта. Среди российских направлений, безусловно, популярны курорты Краснодарского края: Сочи, Анапа, Геленджик… Крым активно развивался последние два года, и сейчас его популярность растет все быстрее.

Я думаю, что в этом году по окончании летнего сезона мы однозначно будем говорить о значительном росте. Уже сейчас видно, что эксперты ошиблись в оценках, — все прогнозы на это лето оказались значительно превышены.

Так ли хорошо там, где нас нет?

— А что насчет зарубежных поездок?

— Выездные направления по-прежнему пользуются спросом у россиян. Во всяком случае, пик падения спроса мы уже прошли, теперь в этом плане наступила некая стабилизация. К сожалению для многих туркомпаний и россиян, мы потеряли такие страны, как Турция и Египет. Это у нас были два самых популярных бюджетных направления. Но в этом есть и светлая сторона: тут же началась борьба за российский туризм.

— В чем это выражается? Привлекают наших туристов низкими ценами, вводят новые услуги или упрощают визовый режим? В чем потребитель туристических услуг может выиграть?

— Безусловно, ощутимы все эти моменты: и снижение цен, и дополнительные услуги, и упрощение въезда. Может быть, потребитель не всегда осознает, но определенные подвижки есть. Если брать визовые страны, то в первую очередь наблюдается сокращение срока оформления визы и — что важнее всего, — период действия визы.

Если раньше мы в течение 2-3 недель получали выездные документы, то на сегодняшний момент их делают в течение трех рабочих дней. Раньше они действовали в лучшем случае год, а стандартно — от 3 до 6 месяцев. Теперь визы, как правило, долгосрочные — от двух-трех лет до пяти лет в зависимости от страны.

В первую очередь это, безусловно, относится к Шенгенской зоне: Греция, Кипр, Испания, Болгария… Даже по Франции, как ни парадоксально, мы наблюдаем подобные подвижки. То же происходит и со странами, не входящими в Шенген, но тоже являющимися визовыми с достаточно жестким миграционным режимом. Например, с Великобританией.

— Что еще делается на государственном уровне, чтобы заманить наших туристов?

— Надо отметить, что многие страны стали дотировать туризм, то есть вкладывать деньги в туроператоров, которые привозят российских туристов. Раньше это делала только Турция. Сейчас такое уже вводит Израиль и еше ряд стран.

Вместе с тем, мы замечаем изменением формата самого турпродукта. Безусловно, он стал дешевле в валютном выражении. А вот в рублевом, к сожалению, у нас произошел рост стоимости путевок, поскольку курс доллара у нас все-таки пока достаточно высокий, и с этим тоже надо считаться. В рублевом эквиваленте отдых подорожал приблизительно от 12 до 15 процентов, кое-где — на 20-22 процента.

Несмотря на это, в определенные страны поток туристов вырос. Больше отдыхающих, чем раньше, едет в Грецию, Испанию, Болгарию и на Кипр, то есть как раз в те страны, которые существенно облегчили визовый режим. Из дальних дестинаций значительная динамика роста турпотока во Вьетнаме.

Турция: Поезд ушел

— Александр Павлович, расскажите о возвращении на рынок Турции. Какая ситуация сейчас с этим некогда популярным направлением? Чего вы от этого ждете?

— Эту ситуацию я сравниваю со старым добрым анекдотом. Женщина бежит по перрону за уходящим поездом и кричит офицеру: "Остановите, пожалуйста, поезд!" Он говорит: "Поезд, стой! Раз, два!"

Сейчас наш туристический поезд уже не просто ушел, а находится на пике скорости, остановить или повернуть его невозможно. Туроператоры уже вложили деньги, заключены договора, определены полетные программы, программы по железнодорожному и автомобильному транспорту. Самое главное, что все это сделано под те транспортные возможности и емкости средств размещения, которые есть на данный момент на рынке. И больше их в одночасье не станет.

— А цены все-таки кусаются, да?

— Безусловно. Для этого есть объективные и субъективные причины, но чартеры даже снижают цены (в среднем на 25-30 процентов). Соответственно, это отражается на турпакете. Мы часто слышим, что турецкие операторы дадут какие-то очень интересные, привлекательные цены. Пока мы этого не видим, потому что в совокупности "на регулярке", которая на сегодняшний день выполняется, это такая же стандартная цена. Все-таки туризм — это чисто коммерческая отрасль, рынок в чистом виде, и спрос рождает предложение.

Еще я хотел бы обратить внимание на складывающуюся цену перевозки. Дело в том, что у нас по сравнению с последними годами теперь наметилась обратная тенденция. Нынешние тарифы на транспорт при самостоятельном туризме и у туроператоров в пакетах довольно сильно отличаются от билетов, которые куплены 3-4 месяца назад. Там совершенно другие цифры. Мы впервые пришли в этом году на внутреннем рынке к тому, что турпакеты компаний получаются на 20-22 процента дешевле аналогичного самостоятельного тура. Поэтому мы сейчас видим ажиотажный спрос на большинство внутренних направлений. Родная страна становится все популярнее у россиян.

Подготовил к публикации Юрий Кондратьев

Беседовала

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Лейла Мамедова
Лейла Мамедова — журналист, экономический обозреватель Правды.Ру *
Обсудить