Любая система авиабронирования в условиях санкций обречена на провал - мнение

Авиабронирование: На честном слове и одном крыле?

Система бронирования авиабилетов - это тоже та область, по которой могут ударить антироссийские санкции. В связи с этим в России уже начали разрабатывать национальную систему бронирования авиабилетов. Чем это обернется для обычных авиапассажиров? Об этом Pravda.Ru рассказал авиационный эксперт, участник комитета Госдумы по транспорту Роман Гусаров.

Над авиабронированием висит дамоклов меч санкций

— "Внуково" помогает "Ростеху" в разработке национальной системы авиабронирования. Сейчас в России действуют три основные международные системы бронирования, на которых работают "Сибирь", "Аэрофлот". Насколько актуальна эта национальная разработка сейчас и почему? Чем опасна привязка исключительно к международным системам?

— Речь о создании национальной системы авиабронирования пошла после известных событий и санкций, когда появилась опасность, что нас отключат от международных платежных систем, в том числе, от систем бронирования — по одной причине.

Вторая заключается в том, что через международные системы бронирования иностранные спецслужбы могут отслеживать перемещение наших чиновников, военнослужащих и так далее.

Создание российской национальной системы бронирования тоже не решит ни одной из упомянутых мной проблем. Чтобы система работала, к ней должны иметь доступ не только российские авиакомпании, но и агенты этих авиакомпаний по всему миру, которые продают билеты, аэропорты-партнеры российских авиакомпаний, которые тоже продают билеты. В любом случае, эта информация, даже если физически она будет находится на территории России, будет доступна всему миру.

Ее всегда можно скопировать и использовать. А если санкции дойдут до блокировки, так они заблокируют и нашу национальную систему бронирования, просто отключив ее от всего остального мира: от аэропортов, агентов и так далее. То есть просто наши компании не смогут ни обслуживаться, ни передавать информацию, ни продавать билеты.

Тем более если есть соглашение о передаче информации, когда за сутки авиакомпания передает информацию о всех своих пассажирах стране прибытия, в связи с террористическими угрозами, то это сделать можно элементарно и полностью законно. Поэтому, на мой взгляд, создание национальной системы бронирования — практически пустая трата времени.

Она может нам пригодиться только в том случае, если наша страна окажется полностью на осадном положении. Нас обнесут колючей проволокой, и мы сможем летать только внутри России. Но в таком случае у нас есть система "Сирена", например, которая может нормально функционировать в таких условиях, независимо от всего остального мира.

Какой должна быть система авиабронирования

— Какой выход придется искать из положения, когда эти системы не смогут работать после вступления в силу новых требований к хранению персональных данных россиян?

— Я не знаю, потому что у нас сначала принимаются законы, а потом думают, как их исполнять. И нередко мы оказываемся не готовы к исполнению этих законов, поэтому их тут же начинают пересматривать или откладывают введение этих норм.

Опять-таки в связи с авиацией был недавний наглядный пример по беспилотникам. Были приняты и одобрены законодательные инициативы, что нужно иметь сертификаты, право на управление этим беспилотником, лицензию…

Уже закон вступил в силу, но до сих пор ни одно ведомство не знает, как выдавать этот сертификат, как аттестовывать пилотов, вообще самой формы этих документов нет. Но закон уже вступил в силу. То есть любой человек, который может с ветолетиком выйти во двор, попадает под статью Административного кодекса.

Здесь такая же самая ситуация. Если не будет технологического решения, то конечно, никто не сможет, не будет вправе требовать с авиакомпаний соблюдения этого закона. Невозможно требовать того, чего нельзя соблюсти, это как сказать "не дышите". Мы же не можем не дышать. Значит, мы все будем нарушителями. Значит, введение в действие этих требований будет отложено.

Система бронирования должна быть универсальной

— Цитата из документа: "Под любую авиакомпанию она должна дописываться индивидуально". Что это значит, реально ли это?

— Это совершенно неправильно. Если мы говорим о системе бронирования, то любая система должна быть универсальной, настраиваемой под задачи любой компании, если эта система сделана нормально. Есть много всяких функций и опций, которыми она может пользоваться, а которыми будет не пользоваться.

Тогда каждая компания выбирает для себя, что ей нужно. Вот тогда это — нормально работающая система. А если будет дописываться для каждой авиакомпаниям индивидуально, то она работать не будет, потому что авиакомпаниям нужно обмениваться информацией.

Не просто же так делается, а для обмена информацией в единой базе. Многие авиакомпании находятся в партнерских отношениях, они между собой обмениваются информацией. Если у них информация разного формата, то это — неудобно.

Если у каждой компании информация разного формата, то надо еще придумывать, как им обмениваться информацией, писать какой-то алгоритм обмена, переформатирования этой информации. На мой взгляд, это неграмотно. Система должна быть универсальной.

Да, она может быть несколько адаптированной под заказчика. Может быть, он попросит какие-то дополнительные опции, которые ему нужны — конкретно ему, но больше никому. Это — возможно, но это — индивидуальная работа. А сама система должна быть универсальной.

Подготовил к публикации Юрий Кондратьев

Беседовала

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Галина Тычинская
Галина Тычинская — журналист, корреспондент, переводчик, видеоведущая Правды.Ру *
Обсудить