Бриллианты обесценены, магия утрачена

Россия потеряла на бриллиантах

"Бриллианты — лучшие друзья девушек", поется в одном из бродвейских мюзиклов золотой эпохи Голливуда. Однако эпоха золотого Голливуда ушла, а бриллианты, алмазы остались. Хотя, как сказал в эфире Pravda.Ru гендиректор Центра геммологической экспертизы и сертификации GIC-Centre Евгений Зяблов, бриллианты морально обесценились, потеряли свою магию.

Cамая крупная алмазодобывающая страна в мире

- Россия, действительно, самая крупная алмазодобывающая страна в мире, она добывает до 35 процентов алмазов ежегодно, если взвешивать их в каратах. Карат — это традиционное измерение, метрически произошло понятие от зернышка маленького, метрическая мера равна двум десятым грамма.

После России следует Ботсвана, потом Ангола и так далее. По объему добываемых алмазов в России есть безусловный монополист АЛРОСА, поскольку она добывает порядка 95 процентов алмазов. Конечно, в основном это Якутия. Действительно, подавляющая часть добываемых алмазов экспортируется из России.

 - Насколько этот бизнес, экспорт доходный?

- Экспортируется потому, что сама по себе Россия (с точки зрения производства и потребления ювелирной продукции) занимает по разным оценкам порядка 4 процентов в мире производства и потребления ювелирной продукции.

- То есть у нас мало производят, потому что потребляют мало.

- Да, хотя 4 процента для мира не так мало, но в США — больше 50, поэтому есть с чем сравнивать. Разница большая. Если мы добываем 35 процентов, а сами потребляем максимум 4, соответственно понятно, что нужно экспортировать. Естественно, при любом доминировании в добыче сырья лучше перерабатывать и продавать готовый продукт.

Готовый продукт из алмазного сырья — это бриллиант. Это так, пока мы не посмотрим на прибыль, то есть на маржинальность этого процесса.

Но АЛРОСА имеет от добычи и продажи сырого алмаза 15-20 процентов прибыли, а прибыль от огранки по общемировым параметрам в пределах 5 процентов. Таким образом, экономически вроде бы и не очень нужно заниматься тем, чтобы развивать здесь огранку. Но это опять же только часть проблемы и часть взгляда на эту историю.

А есть другая история. Во всем мире последнее десятилетие вообще спрос на бриллианты и прочее падал. В свое время он был создан "Де Бирсом". Лучшие друзья девушек — это все эта компания.

"Де Бирс" поколениями занимался продвижением алмазного видового бренда — алмаз, бриллиант, diamond. Компания всем этим занималась, пока не была демонополизирована. То есть примерно 10-15 лет назад началась великая битва.

Международные судебные органы запретили этому бывшему монополисту и АЛРОСе выходить на рынок под маркой "Де Бирса", и АЛРОСА вышла на рынок самостоятельно. И сейчас на мировом рынке монополистов нет. АЛРОСА и "Де Бирс" в ценовом отношении держат потребительский рынок.

Есть еще несколько компаний, которые к ним примыкают и держат вместе порядка 75 процентов рынка. АЛРОСА — российская компания. А "Де Бирс" — это транснациональная корпорация.

Продается очень много поддельных алмазов

- А остальные компании?

- "Реатинт" — это австралийская компания. Есть много компаний и в других странах. "Де Бирс", кстати сказать, и в Канаде добывает много алмазов. Это все-таки бизнес и только бизнес. Это уже международная история, но из нее нам важно, что монополиста нет. И вот сейчас мировые цены на алмазы регулируются исключительно рынком.

Но рынок ювелирный последние лет 10 очень сильно меняется. Клиенты предъявляют во всем мире все больше и больше этических требований по отношению к продукции. Люди хотят понимать, что их бриллианты легального происхождения, что они не добыты с применением рабского или детского труда, не из зон вооруженных конфликтов и так далее.

Второй фактор, не менее мощный, — это давление на рынок синтетических алмазов, они все больше и больше появляются на рынке, кем-то даже подмешиваются. Они пока еще очень дорогие, тем не менее в четыре раза дешевле натуральных.

- И уж они чистые, без применения рабского труда?

- Да. Например, в Штатах сейчас с участием Брэда Питта развивается компания на тему того, что наиболее этично покупать синтетические алмазы. Это очень важная конкуренция. Синтетический алмаз по игре, по своим эстетическим свойствам никак не уступает. Невозможно отличить. Это можно определить только лабораторным путем и то сложно.

А третий фактор связан с тем, что последние лет 30, наверное, происходит попытка унифицировать алмазы. То есть, сделать их более или менее биржевым товаром. Сейчас есть новая программа нашего правительства начать торговлю бумагами, производными от алмазов.

От всего этого алмазы и бриллианты начали утрачивать свою магию. Прекратилась глобальная компания поддержки уникальности алмаза, его природной ценности и всяких разных удивительных свойств для людей.

Большой минус заключается в том, что в последние десятилетия все-таки стало очевидно, что очень много поддельных алмазов продается. А следующий фактор заключается в глобальных изменениях в ювелирной отрасли, связанных с модой, фэшн и так далее. Все больше продаж становятся брендированными. А наценки в ювелирной брендированной продукции, в отличие от 3-5 процентов на бриллианты, в среднем не менее 100 процентов.

Подготовил к публикации Юрий Кондратьев

Беседовала

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Лейла Мамедова
Лейла Мамедова — журналист, экономический обозреватель Правды.Ру *
Обсудить