Может ли Россия обеспечить себя рыбой? Какие виды рыбы добываются в основном в России? Почему отечественная рыбная отрасль утратила возможность добывать такую ценную рыбу, как тунец? С чего нужно начинать восстановление российской рыбной промышленности? На эти вопросы Pravda.Ru отвечает советник гендиректора ФГУП "Нацрыбресурс" Вадим Брухис.
— В последнее время мы много говорим о рыбе. Во-первых, потому что остро встала проблема продовольственной безопасности России. И одно это привлекает внимание к рыбным ресурсам. С другой стороны, доля рыбы в пищевом рационе человека всегда была очень важным показателем качества жизни: чем богаче страна, тем больше доля рыбы в рационе. Россия сегодня в состоянии обеспечить себя рыбными ресурсами хотя бы на уровне продовольственной безопасности?
— Россия вполне в состоянии сама обеспечить себя пресноводной и морской рыбой. В общей сложности сегодня на душу населения ее добывается около 22 килограммов. Вопрос сегодня стоит не в том, чтобы обеспечить соответствующий объем некоей рыбной белковой массы, а в разнообразии рыбной продукции, поставляемой на внутренний рынок, потому что каждый день одного минтая россиянин есть наверняка не будет. Да и вообще, у нас в стране, в отличие, скажем, от Японии, большинство людей не ест каждый день рыбу.
— Но мы еще и импортируем рыбу!
— Если брать за отсчет общую биомассу, то получится примерный паритет — завозим мы столько же, сколько отправляем на экспорт. Другое дело, что вывозим мы того же минтая, которого добываем очень много, а завозим в страну другую, более дорогую рыбу. В свое время это был, к примеру, норвежский лосось.
Импортируем также достаточно много искусственно выращенной рыбы из того же Китая, Вьетнама. Рыба эта вполне нормальная, безопасная для употребления. Но дикая рыба, конечно, полезнее.
— И вкуснее…
— На вкус и цвет товарищей нет. Вопрос в том, как эту рыбу приготовить.
— А почему мы сейчас не ловим, например, такую популярную рыбу, как тунец?
— В свое время в СССР ловили и тунца. Но после перестройки предприятия, имевшие у себя тунцеловные суда, постепенно отказались от их эксплуатации. И сегодня в РФ нет ни одного тунцеловного судна, хотя прежде мы ежегодно добывали около 15-20 тонн этой рыбы.
В стране были две тунцеловные флотилии — одна была приписана к Калининграду, другая — к Владивостоку, в каждой имелось примерно по 10 тунцеловов.
— То есть, для лова тунца нужны специальные корабли?
— Да. Кошельковый способ добычи, применяемый при лове тунца, считается высокотехнологичным, поэтому и суда довольно сложные. После перестройки в РФ оставалось несколько средних тунцеловных сейнеров типа "тибия". Но на сегодняшний день они безнадежно устарели и стоят на приколе в портах Европы и Африки в совершенно непригодном состоянии.
— И кому они сейчас принадлежат?
— На этот вопрос я вам даже не отвечу — суда эти постоянно переходили из рук в руки. Знаю только, что два сейнера сейчас находятся в Гане, один или два — во Франции, один так и недоремонтированный — в Польше. Я не особо следил за их судьбой — как-то не было нужды.
— Ваши коллеги в своих интервью говорили, что "Нацрыбресурсы", образно говоря, последнее государственное звено в цепочке "судно — потребитель"…
— В ведении Федерального агентства по рыболовству, конечно же, находятся и другие учреждения: научные, учебные, рыбоводные организации, предприятия. Управление же портовым хозяйством и причальными сооружениями государством поручено двум организациям — "Росморпорту" и, соответственно, "Нацрыбресурсам".
На самом деле, корни этого разделения уходят еще в советскую историю — в союзные министерства морского флота и рыбного хозяйства. Сразу после окончания Великой Отечественной войны встал вопрос: как побыстрее накормить народ? Сельское хозяйство быстро не поднимешь, да и средств у страны на это тогда не было. Поэтому обратили внимание на рыбную отрасль.
На верфях ГДР и Польши для СССР начали строить большие партии судов. Они строились, конечно же, и в СССР: в Благовещенске, Хабаровске, Николаеве, Астрахани, Ейске, Азове, Калининграде, в Литве.
Сначала в ГДР начали строить небольшие суда класса "логгер". Потом перешли на средние рыболовецкие траулеры. А где-то в середине 1950-х годов в советский флот пришел и первый большой морозильный рыболовецкий траулер. Это был уже так называемый траулер кормового траления. Трал на нем спускался не как было принято до того — с борта, а через корму. Это облегчало его спуск, выборку, освобождение от улова. В общем, это было новое слово в промысловом судостроении.
— Где в послевоенные годы ловили рыбу: в Мировом океане или близких морях?
— В 1940-е годы промысел велся, в основном, в Азовском, Каспийском, Аральском морях, которое сейчас, к сожалению, совсем деградировало. В относительно небольших количествах рыбу ловили на Дальнем Востоке, в основном, лососевых пород. Ловили и в Мурманске, но тоже немного, "брали" треску, камбалу.
На Севере работали, в основном, траулеры-паровики, ходившие на угле. Построены они были, по-моему, в Германии. Потом их потихоньку начали переводить на мазут. После войны в Мурманск прибыло по репарации значительное количество рыболовных траулеров из Германии.
— А, например, финские суда?
— Финских судов вообще было немного. Финны, в отличие от других балтийских стран, промышленным морским рыболовством всегда занимались в небольших объемах. Это в прибалтийских республиках промысел салаки, кильки, некоторых других видов считается традиционным.
Когда Калининградская область вошла в состав СССР, там тоже начали активно развивать рыболовный флот, опять же за счет судов, построенных на верфях в ГДР и Польше. Развивали очень активно, и в итоге Калининградская область, точнее, ее "рыболовная составляющая" стала давать четверть всего объема вылова в РСФСР.
Калининградцы вели лов, в основном, за пределами юрисдикции СССР — у Африканского побережья, в Северной Атлантике, у побережья Канады, США. Другими словами, "ходили" вслед за рыбными косяками по Мировому океану.
Параллельно в СССР развивалась и рыбопромысловая наука. Начиналась она с изучения рыбных запасов. Первые рыболовные станции были открыты в Приморье и Мурманске. В 1921 году на проблему взглянули шире: появился первый морской плавучий институт, так называемый "Плавморнин", в 1922 году в плавание отправилось исследовательское судно "Персей" — работы велись конкретно в интересах рыбной отрасли.
Тем более что опыт морского тралового промысла у России уже был: им занимались и на Дальнем Востоке, и в заливе Петра Великого в Мурманске. Рывок в "траловом" освоении морских водоемов тогда пришелся на 1923-1925-е года.
— И второй рывок был уже после войны?
— Да, сразу после ее окончания — в 1946 году.
Подготовил к публикации Сергей Валентинов
Беседовал
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.