ЦБ на распутье: Что делать с курсом рубля

В разгар валютного кризиса Банк России неожиданно сообщил, что начинает публикацию материалов, посвященных анализу текущей экономической ситуации, что, по мнению главных банкиров, позволит "широкому кругу читателей получать оперативную информацию о текущей динамике основных макроэкономических показателей, а также предварительную оценку перспективы их изменения", а глава Центрального банка передумала ехать в Давос. Похоже, у Эльвиры Набиуллиной обнаружились незаконченные дела в России.

Одна из важнейших проблем экономической политики России

И ведь нельзя даже исключать, что дела эти связаны с резким скачком курса рубля, довольно болезненного для импортеров, и, может быть, уже даже не помогающего экспортерам, потому что и экспортерам тоже нужна стабильность.

Решение Центрального банка не вмешиваться в деятельность рыночных сил на валютном рынке советник президента Российской Федерации Сергей Глазьев, назвал неоправданным шагом, подчеркнув, что уход мегарегулятора, кем у нас является Банк России, с валютного рынка был шагом, над которым смеются во всем мире, а, на самом деле, ЦБ обязан принять меры по стабилизации рубля. 

Экспортерам и импортерам действительно нужна стабильность курса, и Правда.Ру многократно подчеркивала одну из важнейших проблем экономической политики России, которая мешает нам выйти на траекторию устойчивого развития даже в текущей ситуации, когда мы развиваем импортозамещение - рассогласованность кредитно-денежной и налогово-бюджетной политик.

То, что у нас называется "золотовалютные резервы", управляется, по крайней мере, двумя организациями: Банком России и правительством - минфином, которые формально независимы друг от друга, несмотря на взаимные утверждения о том, что они работают в очень тесной связке и координируют между собой свою деятельность. Глазьев подчеркивает, что валютные резервы России в два раза больше, чем объем рублей в народном хозяйстве, и полагает, что курс рубля легко стабилизировать.

Это было бы так, если бы стабилизация курса рубля была бы самоцелью или хотя бы одной из целей Центрального банка, но ведь дело в том, что мегарегулятор категорически отказывается нести ответственность за курс рубля. И Эльвира Набиуллина неоднократно подчеркивала, что Банк России категорически против расширения своего мандата (это она так выражается).

Полномочия без ответственности

Очень странная позиция. Организация получила колоссальные полномочия - это, действительно, мегарегулятор и, действительно, весь мир удивляется, как мегарегулятор с такими суперполномочиями пытается изо всех сил отказаться от ответственности за стабильность валютного курса. Это как-то очень странно.

Если Банк России, действительно, от правительства независимый, тогда почему у него так много полномочий, и почему, получив эти полномочия, Центральный банк ни за что не отвечает, кроме странно считаемой циферки - индекса инфляции? И в этом смысле Глазьев несомненно прав. Но проблема в том, что то, про что говорил Сергей Юрьевич, это на данный момент лечение симптома болезни, а не самой болезни.

Курс - это все-таки симптом. Болезнью, и мы неоднократно про это говорили, является рассогласование, причем сильное рассогласование между собой денежно-кредитной и налогово-бюджетной политик.

И вот именно здесь нужно искать решение. Очень просто заставить Центральный банк потратить много иностранной валюты и стабилизировать курс. Но это просто приведет к тому, что проблема будет отсрочена, она перенесется в будущее. До тех пор, пока наша экономическая политика не станет интегральной, полностью увязывающей монетарную политику, которую курирует Центральный банк с общеэкономической, мы будем неизбежно сталкиваться с этими проблемами.

Есть много разных подходов. Лично я убежден, что нам нужно было идти по прямо противоположному пути - создать маленький, компактный, эффективный Банк России, у которого забрать вообще все регулирующие функции, оставив только эмиссионные, а рядом с ним и создать мегарегулятор, в котором не будет эмиссионной составляющей. Эмиссией должен заниматься маленький, компактный, хорошо управляемый инструмент, который отвечает только за денежное предложение, а вовсе не за воровство в частных банках.

Мы помним, как в Банке России, когда принимали решения отозвать лицензию у того или иного банка, многократно откладывали это, предоставляя все новые и новые стабилизационные кредиты, просто потому, что никто не хотел подписывать такие решения, и были случаи, когда сотрудники ЦБ тянули до того момента, когда кто-нибудь из зампредов Банка России не уходил в отставку, и тогда в последний день его работы все бежали к нему с документами об отзыве лицензии у тех или иных банков, потому что теперь этому зампреду терять было уже нечего.

Эльвира Сахипзадовна действительно начала мощную кампанию по отзыву банковских лицензий, но в той ситуации, когда Банк России отвечает за инфляцию и только за инфляцию, такого рода вещи не могут быть исправлены. И нужно с этим что-то делать, я думаю, нужно что-то менять.

А пока "согласно предварительной оценке Банка России, в январе 2016 года инфляция продолжит снижение до 9,7 - 10,0 процентов (к январю 2015 г.)". Вот так Банк России исполняет свою единственную функцию. И он против расширения своего мандата.

 

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить