Насколько легко в России открыть и вести малый бизнес? Почему российские банки не дают кредиты под стартапы? Какие в России есть офшорные зоны? И какой зарубежный опыт ведения бизнеса можно взять на вооружение? На эти вопросы в эфире Pravda.Ru отвечает юрист Андрей Власс.
- Мнения экспертов касательно малого бизнеса разделились — одни рапортуют о том, как много всего принимается для малого бизнеса и как это поднимет долю малого бизнеса в ВВП. Другие — производители, бизнесмены — рассказывают, что ничего не изменилось: процентные ставки высоки, банки работать не хотят и так далее. Вы, как юрист, что можете сказать со своей точки зрения?
- На сегодняшний день объем регистраций компаний в России уменьшился не просто в несколько раз, а сошел на нет. То есть если раньше мы регистрировали по 100 компаний за день, то теперь дай бог, чтобы три компании зарегистрировались за месяц. Индивидуальных предпринимателей вообще не стало, никто не регистрирует. Но увеличился поток по ликвидации бизнеса в упрощенном порядке.
Обращаются индивидуальные предприниматели и в связи с тем, что вступил в силу закон о банкротстве физических лиц. Теперь ИП, как физические лица, тоже банкротят свои маленькие павильоны, свои киоски, свой маленький бизнес, свой микробизнес. Поэтому практически объем упал. То есть у нас, казалось бы, принимают все больше и больше хороших законов, упрощают процедуру, но не настолько, насколько хотелось бы ее упростить.
Вроде бы как придумают для самозанятого населения патенты. Приобретение патента — купил, отработал, заработал денег, и, если хочешь, в следующем месяце еще купил. Но это все на сложном уровне — непонятно, где их приобретать, у кого. Если бы эта процедура была более ясной, понятной и доступной, как в различных развитых странах, где уже много лет занимаются бизнесом! А Россия совсем недавно, лет 25, занимается бизнесом. Соответственно, есть страны, где уже сотни лет обкатана эта система.
Было бы проще, если бы гражданин, который решил заняться предпринимательством, пришел на почту, заполнил бы простейший бланк с простыми вопросами, паспортными данными, указал, что он хочет, тут же заплатил госпошлину и тут же получил регистрацию, или спустя день-два по почте регистрацию. Все.
- А как вы полагаете, почему мы не можем скопировать то, что уже опробовано в более развитых странах? Почему мы не берем конечный результат, а вместо этого идем каким-то своим путем?
- Мы берем, у нас законодательство сильно похоже. Но, к сожалению, его то ли законодатели переделывают, то ли заинтересованные лица в том или ином законе лоббируют таким образом, чтобы была выстроена некая структура и некий барьер, проходя через который люди должны оставлять деньги.
Между тем во многих ближайших странах уже действует уведомительная процедура.
- А в чем-то стало лучше в последние три года?
- С моей точки зрения, лучше не стало. Во-первых, бизнес никогда не кредитовался. Выдавая кредиты бизнесу, физические лица — директор и бухгалтер — всегда подписывали поручительство. То есть фактически кредиты выдавали физическим лицам. Более того, все тендеры, все гранты предусматривают, чтобы компания существовала уже год с оборотом, стабильна была и так далее.
Соответственно, начинающий молодой предприниматель не может участвовать ни в каких крупных корпоративных заказах. Сейчас говорят: мы выделим деньги большим корпорациям для того, чтобы они выделяли мелким. А как я туда пойду, если я сегодня стал индивидуальным предпринимателем, зарегистрировал фирму с ограниченной ответственностью (ООО)? У меня нет ни оборота еще, я никто и звать меня никак.
- А те, кто уже проработал?
- Те, кто уже проработал, на сегодняшний день занимаются тем, что обналичивают деньги через всем известные нам банки. Это не секрет. Если они не обналичиваются под три процента годовых через банки, то они обналичивают через собственных сотрудников, оформляя их индивидуальными предпринимателями, заплатив 6 процентов налог и 1-2-3 процента банку. Возникает вопрос: а государство не хочет эти деньги получить? Чтобы не получал посредник — банк, который занимается обналичкой, почему не сказать предпринимателям: плати 3 процента, снимай наличных сколько хочешь?
То есть мы создаем те условия, при которых выгодно работать нелегально. Почему не дать возможность заработать легально? Убрать поборы, сборы, налоги дополнительные уменьшить, дать рассрочку бизнесу.
- Современные российские бизнесмены для чего сейчас идут в бизнес?
- Они говорят: у нас есть возможность присосаться к бюджетным деньгам. Никто не приходит с какой-то колоссальной идеей создать программное обеспечение и на нем зарабатывать, ни у кого нет денег на стартапы. У всех какие-то небольшие денежные средства, которые они собрали у друзей, у знакомых, то есть залезли в долги для того, чтоб сорганизоваться в некий бизнес.
Но они даже не представляют, что их ждет: какая система, стоимость аренд и так далее. Они этого не понимают и практически через 3-6 месяцев закрываются. А те, что остаются, через год-два-три тоже закрываются. Не имея возможности краткосрочного кредитования, разжиться где-то деньгами, выживать на собственные средства невозможно.
- То есть судьба предпринимателей сегодня такова, что они все закрывают свой бизнес?
- В последнее время все идут на ликвидацию, и количество обращений в наши компании с одного увеличилось до 10 в месяц. Вопрос такой — куда вывести активы? В результате, помогая оптимизировать их расходы, мы говорим, что в России тоже есть офшорные зоны, где можно оптимизировать, есть много преимуществ, о которых вообще мало, кто знает. Люди не знают, что можно, допустим, из Москвы перевести бизнес куда-то на Алтай, например, а деятельность продолжать вести в Москве.
Крупные компании этим пользуются, мелкие нет. Они продают здесь недвижимость, квартиры, все реализуют и уезжают, открывают бизнес в другой стране. И, открывая в другой стране, они получают стабильность.
- В какие страны преимущественно бизнесмены выводят активы?
- В основном, в бывшие советские прибалтийские республики. Здесь нелегально работают банки. Не получая лицензий, не регистрируясь, не называясь банками, они арендуют в бизнес-центрах кабинетики, сидят, выводят счета, обналичивают деньги. То есть ведут полноценный банковский бизнес на территории России незаконно. И это они делают уже 15 лет, в том числе предлагая различные программы, то есть гражданство в обмен на инвестиции.
- А у крупного бизнеса положение в России легче?
- Крупному бизнесу по одной причине легче: у них есть деньги, есть какой-никакой оборот, они могут перехватиться собственным оборотом. То есть, не рассчитавшись с другими поставщиками, взять эти деньги, пустить в другое направление.
- Я так понимаю, на налогах от малого бизнеса или на создании рабочих мест бюджет много не зарабатывает, потому что все уходит в тень. В чем измеряются эти суммы?
- Я думаю, что это миллиарды долларов. Если бы все безработные занялись предпринимательством и платили хотя бы 1-2 процента, или платили бы со своей зарплаты самостоятельно какой-то налог, или хотя бы тратили на нашей территории, не за границей, эти деньги, это был бы уже не вывод средств из России.
Подготовила к публикации Мария Сныткова
Беседовала
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.