Ретейл завалил нас консервантами
По каким законам сегодня живет российский рынок продуктов питания? Правдивы ли, например, страшилки про засилье пальмового масла в молочных продуктах? Как бороться с фальсификатом на полках магазинов? Куда жаловаться на недобросовестных производителей? Об этом Pravda.Ru рассказывает глава Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин.
- Павел, ситуация на продуктовом рынке ниже всякой критики. Много говорится о том, что мясо якобы накачано антибиотиками, овощи-фрукты тоже чем-то накачаны, в молочных засилье пальмового масла, причем не пищевого, а чуть ли не технического. И все это на фоне отсутствия обязательной сертификации продуктов.
- Ярче всего эту ситуацию описывает количество аптек в стране. У нас самый распространенный магазин в стране — это аптека. Это прямое следствие качества пищи, которую мы потребляем. Сегодня декларацию соответствия, то есть тот документ, который подтверждает соответствие продукции установленным требованиям, можно получить за две тысячи рублей в нескольких сотнях коммерческих фирм в течение десяти-пятнадцати минут.
Это касается не только отечественной, но и импортной продукции. Мы открыли рынок для, в том числе, и производителей фальсифицированной продукции, а самая активная фальсификация в промышленном масштабе осуществляется транснациональными корпорациями. К нам везут продукцию сниженного качества под европейскими брендами. Мы превратились в страну, куда везут мусорные продукты питания.
Рынок забит фальсификатом — Россельхознадзор выяснил, что семьдесят процентов сыров, к примеру, — это фальсификаты, содержащие пальмовое масло вместо молочных жиров.
Импортозамещение происходит, к сожалению, фальсификатами. Фальсификаторы предлагают более низкую цену на свою продукцию. У нас еще и проблема неразборчивости потребителей, которые стремятся купить продукт по наиболее низкой цене.
- Многие просто вынуждены это делать, особенно в нынешней ситуации.
- А потом они эти сэкономленные деньги потратят на лекарства в аптеках. Понимаете, экономить-то все равно не получится. На 80 процентов наше здоровье зависит от того, что мы едим.
- Если человек приходит в супермаркет, в крупную сеть, какая тактика может спасти его здоровье?
- В супермаркеты я захожу как в магазин химреактивов. То есть, я там могу купить какую-нибудь промышленную продукцию, но не продукты питания. Основная их часть — это фальсификаты, причем крупные торговые сети во многом способствуют, чтобы производители фальсифицировали продукты. Они назначают такие закупочные цены на конкурсах для производителей, что те не в состоянии использовать ничего натурального и не могут себе позволить работать в убыток.
Те же творожки — там везде пальмовое масло добавляют, причем техническое пальмовое масло. И это не контролируется. Я столкнулся с проблемой, когда стал обращаться в лаборатории — сделайте мне анализ на пальмовое масло. Лаборатории все как в рассыпную, понимаете? "Мы не аккредитованы, у нас хроматографическая колонка сломалась, мы сегодня не можем, у нас прием образцов с шести утра до полседьмого по понедельникам".
Ситуация заставляет задуматься — а почему такая проблема даже сделать элементарный анализ? Да потому, что те же самые лаборатории выдают подтверждения соответствия производителям. Поэтому они избегают разговоров на тему повторных проверок. А остальные лаборатории вроде как не аккредитованы. То есть, они не имеют права, хотя у них есть все оборудование.
- А как потребитель может повлиять на ситуацию?
- Система надзора за качеством продуктов питания, она просто ниже плинтуса на данный момент. Поэтому президент и дал поручение наконец-то навести порядок, и есть соответствующее распоряжение премьер-министра.
Хотя есть более простой и понятный выход из создавшейся ситуации. На территории России работает ЕГАИС — Единая государственная автоматизированная информационная система для учета оборота алкогольной продукции. Она с 1 января распространяется на оптовиков, на розницу, чтобы они отражали информацию о закупках, алкогольной продукции. Что это такое? Кассовый аппарат с программным обеспечением, сканер, который считывает с марки двумерный код, передают информацию в общую базу данных.
Эта информация сверяется с той информацией, которая поступает от производителя, от оптовиков, и это является гарантией того, что продукция легальна, что она выпущена по всем требованиям, что там не подмешан метиловый или технический спирт.
Эта система учета оборота алкоголя создает совершенно потрясающие возможности для контроля за продуктами питания. Ее можно использовать для того, чтобы навести порядок на рынке продуктов питания. Каждый товар содержит линейный штрих-код, который потребитель сможет своим мобильным телефоном отсканировать и через мобильное приложение тут же получить всю информацию о товаре, и даже отсылку на какой-то дополнительный информационный ресурс.
Мы говорим об информации для потребителей. Даже на этом уровне это хорошо, согласитесь? А дальше штрих-код может наноситься специальной краской, которая важна потребителю, который покупает замороженную продукцию. Есть такая краска, которая при перемене температуры, при разморозке, заморозке, меняет цвет и такой остается — то есть фиксирует этот факт. Вы, покупая замороженный товар, наверняка задумывались, что он может быть разморожен, а потом опять заморожен. А здесь будет просто видно на штрих-коде.
Сам объем информации может быть намного расширен. Меня совершенно не устраивает, что в законе о защите прав потребителя перечень информации ограничен. Мне, к примеру, интересно, содержатся в продукции антибиотики или нет? И какие конкретно?
- Вы хотите ЕГАИС распространить не только на алкоголь, но и на все продукты?
- То, что стали наводить порядок на алкогольном рынке, — это была вынужденная мера, потому что был полный беспредел, как у нас сейчас с продуктами питания. Сейчас есть в некоторых местах система так называемой добровольной сертификации, но они постоянно натыкаются на то, что на них ФАС наезжает. Потому что очень размытые полномочия прописаны.
- Потребитель у нас как-то меняется или нет?
- Потребитель не очень подкован в отношении своих прав, хотя проблема в общей правовой безграмотности. Нужно не стесняться, обращаться в правоохранительные и надзорные органы — заставлять их работать. В конце концов, если чиновников не заставлять работать, они ничего сами делать не будут. Надо научить государственных чиновников служить родине.
Пишите, куда в голову придет, хуже от этого не будет. Если права нарушаются, то это проблема не потребителей, это проблема тех, кто допускает нарушение прав. И, кстати говоря, любого чиновника можно запросто привести в чувство, если он не хочет работать. Потому что, если жалоба не рассмотрена вовремя, в течение тридцати дней, то это нарушение закона о рассмотрении обращений граждан.
Ответ должен быть правильный, адекватный, а не формальный. И его можно обжаловать вышестоящему начальству, которое за тем ведомством надзирает. И как раз закон о защите прав потребителей дает очень хорошие возможности для этого. Это вообще, наверное, самый лучший закон у нас с точки зрения правоприменительной практики, которая действительно работает.
Интервью к публикации подготовил Владимир Беляев
Беседовала
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.