Как побудить российские деньги работать в своей экономике? Как сократить зависимость от курса доллара и цен на нефть? Что поможет российской экономике выбраться из кризиса в кратчайшие сроки? Возможно ли это без привычных для России источников доходов? Об этом в интервью Pravda.Ru рассказал член экспертного совета "Деловой России" Игорь Лавровский.
- Игорь, я недавно была на мероприятии, где представители реального сектора, чиновники и вообще все, кроме представителя ЦБ, сказали, что главное препятствие для развития экономики - это кредитование реального сектора, ключевая ставка высокая, банки денег не дают. Представитель ЦБ сказал, что он тоже хочет экономический рост и поддерживает эту замечательную идею, но банки боятся давать деньги под что-то невнятное, а внятной стратегии выхода из кризиса или развития экономики нет ни на государственном уровне, ни на более низких уровнях. Как вы прокомментируете заявления обеих сторон?
- Действительно, у российской экономики есть хроническая болезнь, это хронический дефицит денег. Это началось где-то с конца 90-х годов, наверное. Были сползания какие-то в гиперинфляцию, потом с этим справились и зажали, в конце концов, денежные предложения до предела. И свели все к очень простой модели, когда Центробанк выпускает в экономику столько денег, сколько он торговал долларов с минфином.
Соответственно, когда доллары поступают, экономика растет. Как только доллары перестают поступать, экономика останавливается. И эта модель до сих пор существует, она сильно не изменилась за это время. Когда стали падать цены на нефть, сначала в 2008 году, потом в прошлом году, оказалось, что российская экономика сразу, как будто пережали кислородный шланг, начинает задыхаться.
И никакого альтернативного механизма создано не было. Это была прямая обязанность финансовых властей, даже не столько Центробанка, сколько минфина. И это не было сделано. Хотя о том, что цены на нефть могут не только вверх, но и вниз двигаться, можно было догадаться.
- Насколько опасен экономический застой? Есть ли при застое какой-то рост?
- Есть, но маленький или его нет вообще - жизненный уровень стагнирует, и люди к этому привыкают. Они живут, как живут, как живется. Если посмотреть историю всех мировых революций, то облом наступает не тогда, когда все очень бедные, а когда они начали богатеть, а потом вдруг этот процесс прервался.
То есть начиная с середины 90-х годов, мы начали богатеть и продолжали богатеть с каким-то темпом вплоть до текущего года. Как только начнется сильное падение или люди увидят, что все, дальше они приехали, вот здесь начнутся большие проблемы. Найти выход из этой ситуации - это в интересах всех.
- Сейчас уважаемые люди говорят о том, что уже нет первоначальных источников денег в стране.
- Правильно. Две трети активов Центробанка - это активы в иностранной валюте, остальное делится между кредитами Центробанка, то есть эти активы - это задолженность банков перед Центробанком. И три процента - это задолженность федерального правительства и всей остальной экономики. Из них ипотечные бумаги составляют процент от процента.
Собственно, Центробанк - это и есть источник денег в экономике. Для того, чтобы их выпустить, он должен что-то купить. Покупает он в основном доллар и обязательства, номинированные в иностранной валюте. Обязательства другие, как мы поняли, он покупает неохотно. То есть он еще как-то верит своим банкам приближенным, я не знаю структуру точную этих задолженностей банков, но в основном это крупные банки, типа Сбербанка.
А теперь предположим, у нас сокращается эта база - перестали поступать доллары, и Центробанк начинает продавать доллары банкам. Что он делает с рублями, которые он выручил от продажи этих долларов? Он их списывает, как ни странно, он их уничтожает. Это действительно понятно, потому что из бухгалтерии следует - я продал актив, у меня не должно быть пассива, соответственно, одно уничтожает другое.
Поэтому некоторые консультанты, как Сергей Блинов, например, предлагают покупать доллары в любой ситуации. Потому что когда ты покупаешь доллары, Центробанк покупает доллары, он не вытаскивает рубли из экономики. То есть запретить ему вообще продавать доллары, только покупать. А бухгалтерия ЦБ правильная - это продали, это купили, это они держат - какие к ним вопросы? Очень узкая позиция, на самом деле.
- В общем-то, может быть, с точки зрения ведомства она и правильная, но кто-то же должен, наверное, корректировать и смотреть с точки зрения вообще экономики?
- По идее, это функция минфина и минэкономики. Они свою функцию не выполняют, они не способны это делать.
- А еще выше понимают это?
- Я не уверен. Они поймут тогда, когда припрет действительно. Я вам сказал, что ипотека начала падать. Как будет ясно, что спад действительно очень серьезный, тогда начнут слетать люди с министерских позиций и так далее, начнется суетливая деятельность. Это может дать гигантский эффект. И причем нужна не просто ипотека любой ценой, а ипотека дешевая, которую люди бы не как удавку себе на шею набрасывали, а чтобы это было сопоставимо с ценой аренды жилья.
Второе - это нужно финансировать: не просто любое строительство, а действительно новую застройку, которая действительно дает качественный эффект, качественный скачок. И вот здесь нужно сказать, что есть у нас целые школы и направления этих "свидетелей рынка". Это секта настоящая. Они отрицают факты, они тупо стоят на каких-то догмах своих, которые совершенно не работают, они готовы любой ценой угробить экономику, угробить страну.
Я считаю, что самый простой способ для того, чтобы начать выходить из кризиса - это Центробанку начать акцептовать долгосрочные ипотечные бумаги. Другими словами расширить рефинансирование ипотеки. Все. Это даст немедленный эффект за счет того, что снизит стоимость заимствований, повысит объем доступных кредитных ресурсов и не даст остановиться строительству.
- А какая ипотечная ставка, по-вашему, должна быть?
- Я довольно долго в Северной Америке прожил, я платил разные ставки. Могу сказать, что хорошая ипотечная ставка - это 5,25, то есть 5-6 процентов - это абсолютно нормально. Но главное даже не в ставке, а в сумме, которую человек платит в месяц за жилье. И я считаю, что нужно и собственный опыт изучать.
Например, Владимир Кошелев в Самаре революционные дела делает. Он понял, что ипотека должна стоить примерно столько же, сколько люди платят за аренду жилья, тогда они легко будут брать кредит и покупать в кредит. Это означает, что жилье должно быть сравнительно дешевое, ставка сравнительно низкая. Они договорились с банками, они строят много, сдают большими объемами, поэтому вся эта система прекрасно работает.
То есть нужно тому же минфину разработать просто систему финансирования, расширения ипотечного кредитования. То есть это совершенно хорошие, надежные бумаги, которые Центробанк спокойно мог бы покупать и вливать деньги в экономику.
Второй источник - это импортозамещение. В 90-х годах вот это наше прорыночное руководство решило убить собственный внутренний рынок. То есть в чем смысл этих гайдаровских, так называемых, либеральных реформ? Не было никаких реформ. Единственное, что они сделали: они открыли рынок, они убрали монополию внешней торговли, больше они ровным счетом ничего не сделали.
Был огромный накопленный спрос, советский еще, они все это спустили в приобретение импорта вместо того, чтобы настроить инфраструктуру и так далее. Представьте себе, сколько иностранной техники было ввезено? На те деньги, которые истрачены были на покупку этих быстролетных импортных благ, можно было прекрасно настроить собственных предприятий.
Концерн "Тойота" стоит гораздо дешевле, чем этот российский импорт автомобилей. То есть можно было купить эту "Тойоту", и она бы производила тут у нас. Сейчас у нас есть свои хорошие производители. И смотрите, что происходит - как только производитель наш выбивается из этой общей массы, его покупают иностранцы. Так произошло с концерном "Балтика", например.
Если вы посмотрите, крупные российские производители существенно скуплены иностранцами. Вот почему, например, российское правительство в лице минфина не озаботится тем фактом, как поддержать крупных сильных российских производителей, помочь им увеличить долю рынка своего и как на этом простимулировать остальную экономику?
- А как это можно сделать?
- Например, берем какого-то производителя сильного - мясной комбинат "Мираторг", например, или "Черкизовский". Они - доказавшие себя производители. Предположим, мы хотим, чтобы они увеличили свою долю рынка засчет импорта. Как министр экономики, я сказал бы руководителям предприятия: ребята, я хочу, чтобы вы увеличили вдвое свой выпуск, давайте сделаем так: мы дадим вам кредит под ноль процентов в залог акций нового предприятия, вы построите и будете управлять этим новым предприятием. Вы управляете, мы вас финансируем.
Потом посмотрим - или вы можете выкупить его и отдать нам эти деньги, или мы можем потом приватизировать свою долю, поддержать российский фондовый рынок. То есть профинансировать за счет того, что мы могли бы взять акции нового предприятия, упаковать некие ценные бумаги, приемлемые для Центробанка, он бы их поставил на баланс, прокредитовал кого нужно - все, мы бы заработали! Таким образом, можно очень быстро эту нишу импортозамещения закрыть. Причем это не сверхдолгосрочный проект, это 2-3 года, и предприятия работают.
Также по теме:
Рубль стабильный, а инфляция растет
Пара "доллар - рубль". Прогноз эксперта
Бюджет-2016. Его нет, но он уже урезан
Подготовила интервью к публикации Мария Сныткова
Беседовала
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.