США объявили о создании нового торгового объединения - Транстихоокеанского партнерства. Что представляет собой это соглашение? Является ли это ответом Штатов на создание БРИКС и Евразийского союза? Об этом в интервью Pravda.Ru рассказал руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов.
- Василий, на днях президент США Барак Обама подтвердил заключение соглашения о Транстихоокеанском партнерстве и заявил в этой связи, что правила мировой торговли будет по-прежнему писать Америка, а не Китай. Расскажите, как создавалось ТТП? Разговоры о нем шли, если я не ошибаюсь, с 2003года. И сначала назывались страны-инициаторы: Сингапур, Чили и еще кто-то, Штатов не было.
- 11 экономик, с которыми сейчас договор заключен, - это, я думаю, не окончательный список, потому что там еще нет Индонезии, там еще нет немало Индокитайских государств. Они будут туда, видимо, перетягиваться из орбиты Китая. Там нет Индии и не будет, вероятно, Индии. Поэтому не только Китай, но и Индия не должны писать, по мнению Вашингтона, правила торговли в регионе.
А страны, которые 70 лет были в американской орбите, - это Бруней, это Австралия, Новая Зеландия, Япония, Вьетнам (как это может не показаться странным, если вспомнить Вьетнамскую войну), находятся в положении, когда они могут вести морскую торговлю и поставлять товары на американский рынок. Но у них есть еще очень важная черта - они все не очень большие. Они не настолько большие, чтобы иметь самостоятельный рынок.
Единственная страна, которая могла бы эти страны, кроме США, притянуть к своему рынку, включить его в свою орбиту - это Китай. Поэтому Барак Обама совершенно не случайно сказал, что не Китай будет писать правила международной торговли.
- Вы полагаете, что решение о Транстихоокеанском партнерстве связано с созданием БРИКС, разговорами о том, что эра доллара подходит к концу и так далее?
- Обама реагирует, в первую очередь, на политический кризис 2011-2012 годов в США. Мы помним, когда там чуть не случился дефолт технический. Потом была остановлена или сильно умерена политика количественного смягчения федерального резерва США.
Был очень жесткий конфликт с республиканцами оппозиционными, и был шат-даун, когда прекратили финансировать правительство. То есть эта вся встряска подняла целую волну в мировой прессе.
Но Барак Обама вовремя сдался республиканцам и стал проводить более правую политику. И одна из составных этой политики в международном плане - выстраивание торговых соглашений, которые более тесно, чем соглашения о ВТО, привязывают экономики к Соединенным Штатам. Настолько тесно, что их суверенитет, можно сказать, теряется. И поэтому эти страны оказываются в американской орбите, и больше ни в чьей.
- В пику каким объединениям создается Тихоокеанское партнерство - БРИКС, ВТО, ЕврАзЭС?
- В пику БРИКС. Что представляет собой БРИКС как дружба великанов? Один великан живет в горах, другой великан живет на реке, третий - еще где-то. И они вот вечером собираются и говорят: "Хорошо, что мы великаны, давайте дружить и помогать друг другу". Но днем больше ничего не происходит, каждый занят своим делом. Вот это БРИКС.
А США не такие. У них есть младшие партнеры, и они выполняют команды очень ретиво. И когда WikiLeaks опубликовал последнее разоблачение о том, что США последовательно играют против БРИКС, - это, безусловно, так, потому что США видят угрозу в БРИКС. Там есть Бразилия. Это страна, как большая континентальная держава, может выстраивать отношения и может в свою орбиту включать в эти страны. То есть она может реализовать крупный интеграционный проект, и для США это будет неприятно.
Есть Китай и есть Россия. США говорит, что Китай - не надо, молча отодвинули и Россию, и Индию, потому что Индия - это тоже страна, которая все время была в позиции активного участника торговли региона, Индия - это тоже великан, а великаны не нужны. Нужны маленькие слабые экономики, чтобы они стали еще и очень сильно зависимы от США и образовали Тихоокеанское полукружие, потому что второй полукруг, вторая часть окружности - это будет уже Атлантическая часть, и там будет задевать и Европу и, возможно, африканские страны. По крайней мере, страны Магриба, ассоциированные с ЕС.
США выстраивают очень четкую систему, когда вокруг них будет кольцо государств, рынков. Дело в том, что морские коммуникации являются самыми дешевыми. Самый выгодный транспорт - водный. И для США это очень удобно, потому что они включили уже в Тихоокеанское партнерство Канаду, Мексику. Только с Евросоюзом не очень пока движется. Обама обещал в 2014 году, что они подпишут Трансатлантическое соглашение о свободной торговле.
- Это связано с какими-то разногласиями?
- Дело в том, что европейские страны - это страны, где уже были акции протеста против этих проектов. Потому что сам ЕС оказался разрушителем национальных суверенитетов, потому что бюрократические структуры встали над национальными конституциями, и народу было сказано, что вы никто, ваша страна ничто, Евросоюз - все. А это - еще один уровень, это уровень, когда заключен торговый договор, пока что засекреченный, между США и их партнерами.
- Говорят, что это партнерство делает упор на права и привилегии глобальным корпорациям, американским транснациональным компаниям. Это так?
- В этой группе присутствуют страны, где США рассчитывают чувствовать себя очень уверенно. Я имею в виду американский бизнес. То есть они там должны будут делать свои инвестиции, они должны будут иметь полную свободу передвижения своего капитала. То есть не только товары будут допущены на американский рынок, но и американские компании в этих странах будут иметь очень высокую степень свободы.
Так что, это серьезный шаг вперед. Но и шаг назад, потому что процесс Тихоокеанского партнерства, выстраивание его и заключение договора совпало с оттоком капиталов из Китая, потому что Китай не только политически проиграл США. Уж сколько он потреблял руды из Австралии, из Новой Зеландии, сколько товаров оттуда получал, и все равно они оказались в американской орбите, несмотря на то, что Китай очень много покупает.
То есть для Китая это определенные неудачи всей его экономической политики последних десятилетий. И в США знают о слабостях китайской экономики, ее противоречивости и играют на этом. Нужно посмотреть на другие экономики БРИКС, которые могли бы помешать. Бразилия в рецессии. С 2011 года бразильский реал упал в 2,5 и 2,6 раза. Россия тоже не в лучшем положении, испытывает серьезные внутренние экономические проблемы и отягощена еще и мировым падением цен на нефть.
А о Южной Африке говорить не приходится. Она в данном случае не участвует, но у них тоже кризис. Индия в наиболее хорошем положении, и то ей уже начали ухудшать прогнозы по росту ВВП, и понятно, что в какой-то момент Индия будет за Китаем следовать, там будет падение фондового рынка довольно сильное.
- Инвесторы из каких стран были в Китае?
- Это были инвесторы европейские, американские, азиатские, которые туда входили, а сейчас они уходят. Есть еще одна интересная особенность - вот они сейчас уходят в США, но в США-то знают, что после кризиса 70-х годов экономический подъем в мире начался в значительной степени с того, что западный капитал двинулся обратно, в новые места. То есть, они, допустим, в США отсиделись в 70-е, а потом пошли искать новые места.
- То есть, вечно в США они сидеть не могут?
- Нет, они будут уходить куда-то. Куда? Вашингтон готовит для них зоны, он готовит условия.
- По слухам, в рамках этого засекреченного соглашения интересы американских транснациональных корпораций будут продвигаться в ущерб национальным законодательствам. То есть тут о демократии уже вообще речи нет, даже замаскированно. Почему страны согласились на это? Кнут подействовал или пряник?
- Это интересы местных правящих кругов, в первую очередь. Кандидат демократов Бернис Сандерс заявил о том, что нам не надо Тихоокеанского партнерства, оно съест американские рабочие места. И нельзя сказать, чтобы он не был совсем уж прав, хотя пока что не ясно, как оно заработает по-настоящему, потому что это во многом теория. Они уже выстроили, но капиталы-то пока уходят, капиталы там не будут располагаться.
Тем более, у США есть собственные проблемы. Они, скорее всего, в следующем году будут испытывать экономические трудности, потому что не может такого быть, чтобы уже в БРИКС просели, а по США не ударило. По США тоже каким-то образом ударит вторая волна кризиса, и они будут вынуждены что-то менять в своей политике. Но эти страны и их правящие круги хотят быть с США.
- Что будет в этом Тихоокеанском партнерстве с валютой? Там доллар на коне?
- Доллар на коне, конечно. И еще Международный валютный фонд своими требованиями определил американские требования к валютной политике, то есть это ограниченный объем бюджетного дефицита и фетишизация этого бюджетного дефицита в долях ВВП. И ограничение колебаний национальной валюты за счет использования валютных резервов. То есть не только использовать в расчетах доллар, но и резервировать его, держать его для поддержания курса национальной валюты.
- Кстати, этим соглашением предусматривается механизм создания особого суда для рассмотрения споров между транснациональными корпорациями и национальными правительствами.
- И этот суд будет стоять выше национальных судебных систем. Давайте сравним с судом ВТО. Во-первых, это суд, очень ангажированный США и ЕС. Но это структура стран, которые заключили соглашение с ВТО. И эти страны имеют определенную самостоятельность. А здесь соглашение более жесткое, чем ВТО. И они подчиняются этому суду, они просто должны подчиняться, и все. Они не страна, которая подписала соглашение в нем участвовать, нет, это страна, которая себя практически продала этим соглашением.
Это только кажется, что самое главное оружие США - это самолеты, авианосцы, танки. Нет, для них самое главное оружие - это их рынок. Большой рынок. Этим рынком они буквально подкупают всех, потому что это действительно источник прибыли.
- Какова тактика России и каковы последствия для России от создания этого Тихоокеанского партнерства?
- Во-первых, нам нужно понять, что нам нужна другая экономическая политика и другое отношение к внутреннему рынку. Мы должны понять приоритетность внутреннего рынка. Но само Тихоокеанское партнерство, в первую очередь, - удар по Китаю, по России это не удар. Потому что Россия, по большому счету, не игрок, а скорее помощник Китая. Россия - игрок в другой области. Россия больше игрок в Европе - там, где США не смогли пока заключить Атлантическое соглашение.
И здесь Россия уже вызов бросила. Причем, мы не понимаем, что мы его бросили, а в Вашингтоне поняли. Там люди дальновидные. В 2011 году, если я не ошибаюсь, у нас был создан Таможенный союз, и тогда Путин, Назарбаев и Лукашенко написали общую статью, где они сказали о том, что они не бросают вызов Европейскому союзу ни в коем случае, а пытаются создать просто таможенное объединение, объединение стран торгующих, сотрудничающих, и это никакая не угроза.
Но за этими событиями последовала битва за Украину. Мы можем развивать Таможенный союз, Евразийский союз, как это теперь названо, но дело в том, что мы для этого должны нанести удар по экономическому кризису внутри страны. А сделать это невозможно без изменения ситуации в реальном секторе, без перехода к протекционистской политике.
Подготовила к публикации Мария Сныткова
Беседовала
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.