Мировую экономику лихорадит от падения цен на нефть уже второй год подряд. Причины колебания цен на нефть называются разные, единства по этому поводу в экспертном сообществе нет. Эксперт нефтяного рынка, доцент МГСУ Илья Дуничкин, побывавший в эфире Pravda.Ru, считает, что падение цен на нефть — результат демпинга ОПЕК против США.
— Илья, нефть за короткое время кардинально изменила мир. Экономика и политика все больше становятся взаимосвязаны. Какие-то умы загадывали вперед, что наступит время, когда мир отойдет от золотого стандарта, а доллар будет привязан к нефти? Что будут войны за ресурсы, а спекуляциями на нефтяном рынке можно будет создавать мировые кризисы? Как начиналась эпоха нефти?
— История нефти начинается именно с дореволюционной России, и если не было бы нефти, возможно, не было бы и Революции. Ведь в XIX веке нефть сразу стала важной политической картой. Это неминуемо.
Может быть, не самой главной поначалу, но она уже лежала в колоде тогдашних политиков и финансистов. Будущие события уже тогда в какой-то мере прорабатывались.
На Бакинском месторождении были обнаружены значительные залежи и начались первые разработки. Ситуация в Баку, она очень хорошо отражает общую ситуацию в Российской империи — 70 процентов машиностроительных мощностей, черной металлургии и добывающих отраслей находилось в руках западного капитала.
Россия была в очень невыгодных условиях после Крымской войны, когда коалиция Англии и Франции с Турцией довела Россию до проигрыша. Император потерял монопольные права на ряд торговых возможностей.
Экспансия капитала, безусловно, давала о себе знать. В Баку первые освоения шли при значительном участии и поддержки компании братьев Нобелей и "Стандарт ойл" из Нью-Джерси. Эти две компании очень основательно вошли в этот процесс и участвовали в нем до момента национализации большевиками этих месторождений.
Советский Союз национализировал все ресурсы, в том числе эти месторождения. Братья Нобели продали свои активы. А "Стандарт ойл" был не согласен с этим, и были военные интервенции.
Все это не получилось, а потом, на новых условиях удалось достичь договоренности. В СССР был осуществлен уникальный проект — индустриализация. Конечно, было также сотрудничество. В 1933 году на Апшеронском полуострове была пробурена морская скважина уже совершенно в других параметрах.
У нас был золотой стандарт, золотой рубль, была золотая рейхсмарка и так далее. Но это часто заканчивалось спекуляциями, падениями национальной валюты.
Во время Второй мировой войны уже складывалась новая система, доллар вышел на арену. До этого фактически на звание мировой валюты претендовал английский фунт.
А в 1944 году была организована США Бреттон-Вудская конференция, на которой были расписаны правила всего дальнейшего финансового мироустройства. Тогда были созданы такие организации, как, например, Международный валютный фонд, Банк реконструкции и развития.
Европа полыхает в войне второй раз в течение небольшого количества времени. А США — это тихая финансовая гавань, которая всячески может принять капитал. Остается только одна проблема: сделать так, что бы у США не было проблем со сбытом по всему миру.
Поэтому помимо всего прочего в Бреттон-Вудсе был достигнут очень важный момент, что доллар США привязан к золоту и будет обменен, в случае необходимости, любым держателем доллара на золотой металл. Это самое главное, аксиома, которая вышла как фундамент.
Но где-то уже ближе к 70-м годам ситуация стала меняться с точки зрения нефтяного рынка и с точки зрения истощения золотого запаса США. Последней каплей для них был Шарль де Голль, который подошел практически к вопросу и обменял-таки зеленую американскую бумагу на реальное золото. Ему последнему удалось это сделать.
В этот период происходило интенсивное развитие нефтегазодобычи на шельфах, шла интенсивная застройка буровыми Мексиканского и Персидского заливов.
В это же время Советский Союз выходит в лидеры. В 60-х годах он устраивает демпинг по нефти и смещает по объемам добычи некоторые страны. Фактически он поставит в очень невыгодные условия многие нефтяные страны, поэтому они тогда и организовались в ОПЕК.
— А крупных игроков тогда еще особо и не было. Ведь Ближний Восток серьезно вышел на арену только в 70-е?
— Его выводили, что называется, начали выводить на арену. Вывели при помощи Государственного секретаря США Генри Киссинджера. Он в 70-х годах постоянно проводил целые серии переговоров на Ближнем Востоке. На этих переговорах рассматривалось множество самых разных аспектов от первой технологической помощи в разработке нефтерождений до поставки оружия и передаче американцам функций защиты, которые они пытались гарантировать или навязать.
Самое главное, что была достигнута принципиальная договоренность с Саудовской Аравией и другими странами, кто занимается добычей нефти, о том, чтобы их продажи шли за доллары. Таким образом Америка вроде бы была ни при чем — сами эти страны настаивали на том, чтобы им оплачивали поставки нефти в долларах.
А с 1971 по 1978 год параллельно с этой переговорной работой как раз была сформирована Ямайская система — система свободных котировок. На самом деле, это, по сути, опять же выставление доллара как резервной мировой валюты и привязка его к продажи нефти. Таким образом был запущен этот механизм.
— И тогда сразу изменилась конъюнктура на мировом рынке, в частности для СССР?
— Сам принцип заключался в том, что теперь все расчеты при отгрузке нефти стали выполняться в американской валюте. И Советский Союз пошел на эти условия по общим правилам игры. Это, безусловно, наложило отпечаток на экономику.
В СССР был проблема недостаточной эффективности. А все программы по развитию нефтегазодобычи были связаны со среднесрочными и краткосрочными результатами. Не осталось сил, времени и ресурсов для развития технологий по морской нефтегазодобыче.
Хотя уже тогда становилось понятно, что Арктический шельф — это огромная кладовая, которая находится в ведении Советского Союза, а потом России. Значит, соответственно, нужно решать, как быть и что делать.
Тем более конкуренция усиливалась, мировые нефтяные компании наращивали свои позиции. Были подписаны соглашения на высшем уровне для того, чтобы разрабатывать месторождения на Арктическом шельфе. Тенденция и ситуация в основном сохраняется.
"Роснефть" на морских месторождениях сотрудничает с "ЭксонМобил", потому что необходимы элементарно техника и технологии.
— Но перемены все-таки происходят по многим направлениям, а в последнее время особенно быстро. Какова нынешняя ситуация и что намечается?
— Есть, конечно проблема рентабельности. В нынешней ситуации идет обратный демпинг. Теперь ОПЕК демпингует с целью убить сланцевую нефть США. Это совершенно всем ясно. То есть цель — не Россия, не устроить нам кризис и так далее. Значит, когда цель будет достигнута, конечно же, цена будет расти.
Это неминуемо. Никто не сможет назвать никаких прогнозов и сроков, но общая тенденция такая.
Плюс сама структура и позиции, конечно, будут меняться. Запасы нефти сокращаются, поэтому она не может стоить сильно дешевле. Нынешняя ситуация — аномальная, это — просто политический ход, а второй ход — это преследование финансовых интересов, в данном случае, группы ОПЕК. Поэтому, конечно, будущее за морской нефтегазодобычей.
У нас уже реализованы и реализуются многие крупные проекты — платформа "Приразломная", "Газпром", "Лунская", "Сахалин-2", другие платформы сейчас проектируются, месторождения изучаются и рассматриваются. Это, конечно, важный инструмент независимой политики Российской Федерации в предстоящем обозримом будущем.
Интервью к публикации подготовил Юрий Кондратьев
Беседовала
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.