Украина, как не раз отмечали эксперты, в своих экономических реформах слепо наступает на грабли, на которые Россия наступала в лихие девяностые. Сейчас Киев готовится к масштабной приватизации, которая может пройти на Украине уже во втором полугодии 2015 года. О последствиях этой приватизации в эфире Pravda.Ru рассказал политолог Сергей Михеев.
— Сергей Александрович, в средствах массовой информации горячо обсуждается возможность применения Украиной моратория на выплату внешнего долга. Можно ли считать это объявлением дефолта?
— Это преддефолтное состояние, совершенно очевидно. Это характеризует всю украинскую постсоветскую идею: переложить бремя своих ошибок на других людей. Украина призывает дать денег, при этом говорит, что отдавать мы их не будем, потому что все вы должны нас поддержать, потому что Украина превыше всего, и, вообще, "Слава Украине!". "Давайте, господа, делайте ваши взносы", — вот, что говорит Украина.
- То есть платить не будут?
— Платить не будут, а просить еще будут. А насчет дадут или не дадут? Конечно, это все снижает доверие к Украине любых инвесторов — частных, не частных, любых государств, даже независимо от того, как они относятся к этой проблеме. Такое решение будет означать серьезное снижение привлекательности Украины, как страны для инвестиций. А, между прочим, украинские власти, которые победили на Майдане, просто голос сорвали, уверяя всех, что они входят в новую эру, когда весь мир будет вкладывать деньги в Украину.
Все это оказалось враньем. Все дело идет к тому, что экономика может оказаться в состоянии дефолта. Все это скажется на внешней привлекательности Украины, на ее кредитоспособности, а внутри это скажется, в первую очередь, на самых незащищенных слоях населения, потому что это совершенно точно ударит по финансовой сфере, это вызовет, я думаю, дальнейшее падение гривны. А так как социальные выплаты и зарплаты украинская власть поднимать не собирается, это значит, что это будет прямой путь к обнищанию населения.
— В Донецке война, Крыма нет, но Запорожье? Они закрыли "Запорожский автомобильный завод"? Почему это произошло?
— Людям, которые сегодня называют себя украинскими патриотами, наплевать на Украину. Это в наше имперское, великодержавное, какое хотите, сознание не укладывается, но это так.
Я таких людей встречал еще задолго до всех Майданов на Украине, когда мне приходилось там бывать или работать, я видел людей, которые говорили: "Наплевать нам на эту экономику". Я серьезно говорю. Это было еще лет 10 назад.
Когда я говорил: "Вот вы хотите разорвать связи с Россией? Но ведь это повлияет на экономику? На машиностроение, на приборостроение?", — "Плевать нам на машиностроение", — говорили они, — "Плевать нам на все это". И дальше шел весь этот комплекс интегрального украинского национализма.
Ему не нужно ничего строить, потому что его главная идея — разрушать и воевать. Мне кажется, крайне важно понять для самих украинцев, что люди, которых они привели к власти на Майдане, являются главными врагами Украины. И все события, которые говорят об этом, начиная от потери Крыма, заканчивая войной и нынешними экономическими проблемами, и тем же дефолтом, который грозит, показывает, что они, как минимум, стопроцентные неудачники, как модно говорить — лузеры, а как максимум, просто откровенные предатели украинских национальных интересов. Я думаю, они сейчас ставят масштабный, массовый эксперимент для превращения большинства населения в секту. А секта готова абсолютно некритично воспринимать собственное состояние.
— Но ведь людям есть нужно, зарабатывать как-то, а заводы-то, шахты закрываются?
— Вопрос понятен, но им наплевать на этих людей, в прямом смысле слова. Мы обвиняем Киев часто в неонацизме. Но это такой очень странный неонацизм, он есть там, существует, действительно. Но, по крайней мере, в нацистской Германии Гитлер заботился о своем народе: он дал ему работу, он дал ему хорошие дороги, он дал ему еду, в конце концов. А это другая ситуация. В этом смысле Украина никакая не Европа, не прошлая Европа, не нынешняя, для них эти люди просто мусор, это очевидно.
— Если посмотреть вооруженные силы — все, кто находится на военной службе и полувоенной, это в районе 200 тысяч человек. А только беженцев, уклонистов от армии, по словам генерала УФМС Адамовского, только в России полмиллиона, то есть в 2,5 раза больше, чем все вооруженные силы Украины. Я думаю, может быть, нормальные украинцы, чтобы не воевать, ушли? А, небось, еще столько же в Европу ушло?
— Нет, я думаю, что те, кто мог это сделать и те, кто поумнее, конечно, сейчас с Украины массово уезжают, как у нас принято говорить "валят". Когда я прочитал про все эти новости, все эти программы, где свертываются все социальные обеспечения, мне пришло на ум слово "голодомор-2". Они так носились со своим голодомором, напридумывали вокруг него столько всего, но там мало, что соответствовало действительности. Кто знает, может быть, будет такая ирония судьбы, что они демократическим способом доведут свою страну до голодомора в ХХI веке?
Они сами открыто, своими руками, отрезают себя от источников доходов, сами выгоняют людей на улицу, сами закрывают предприятия, их никто не заставляет это делать. Россия не заставляла никогда закрывать Запорожский автомобильный завод. Россия не заставляла никогда Порошенко и Яценюка подписывать законы, обрывающие все связи с Россией и запрещающие торговлю с Россией продукцией военного и двойного назначения. Это не мы придумали — это они придумали.
- Игорь Белоус, глава Фонда государственного имущества Украины, выступил с мощнейшей программой, согласно которой в этом году планируется разрешение на приватизацию 317 предприятий, в том числе тех, которые раньше входили в списки стратегических. Они начинают массовую распродажу. И он заявил, что приоритетные проекты на продажу — это порты, центры энерго- и региональных энергокомпаний. Как говорят, французские финансовые группы уже проявили интерес, особенно к Центрэнерго. Как вы думаете, в такой ситуации, когда страна рушится, когда дефолт практически, кто-нибудь вложит деньги даже в Центрэнерго?
- Я думаю, что привлекательность Украины для вложений снижается на глазах. И эти все законы, которые они примут, несомненно снизят привлекательность. Но здесь есть другая "фишка", я думаю, что эти законы смогут снизить и цену объектов, и это прекрасно они понимают. В том числе эти законы могут стимулировать лоббисты этой продажи. Лоббисты приватизации, надеющиеся на то, что те или иные лакомые куски удастся продать, снижают их цену с целью увеличить их привлекательность для потенциальных покупателей. Они понимают, что на самом деле привлекательность Украины невелика. Те же порты, что через них будут перекачивать?
— Зерно.
— Зерно, может быть, да. Но привлекательность одесских портов на фоне общего упадка экономики тоже будет снижаться. В любом случае, эти законы преддефолтные тоже снизят цену объектов в разы. Это тоже антиукраинское действие. Распродавать все подряд, когда ничего умного в голову не приходит, мы это проходили тоже когда-то. Никакого толку от этого нет. Деньги будут проедены быстро, поделены, выведены за пределы страны, и все.
Но интересно вот что: они в принципе могли их продать дороже, а то, что они сейчас делают, приведет к снижению этой цены, чтобы иностранный "дядя" пришел, купил по дешевке. Это абсолютно антиукраинская группа так называемой элиты. Она действительно распродает Украину по частям под лозунгами ненависти к России, под лозунгами евроинтеграции. Я думаю, что в каждой приватизационной сделке будет так или иначе включена некоторая откатная схема, в которую будет включена и благодарность за снижение цены объекта.
Я хотел еще больше сказать, что втягивание иностранного бизнеса в эту приватизационную схему носит еще и политический характер. Украинская элита рассчитывает максимально привлечь за минимальную цену европейского или любого другого инвестора для того, чтобы завязать его на ситуацию на Украине.
— Никто не пойдет, кроме французов.
— Я думаю, что такой мотив тоже есть: давайте продадим им все, тогда они будут заинтересованы, чтобы нас поддерживать.
Читайте также:
Дядюшка Сэм решил обанкротить Незалежную?
Пламен Пасков: "Мы для США - тупые туземцы"
Джордж Сорос всегда там, где слабый президент
Год спустя. Пять разочарований Майдана
Читайте статью на английской версии Pravda.Ru
Подготовила к публикации Мария Сныткова
Беседовал
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.