Минфин РФ считает дальнейшее снижение пошлин на нефть и нефтепродукты неизбежным. Оно поэтапно продолжится после 2018 года, а к 2025 году пошлины могут быть вообще обнулены. Pravda.Ru узнала у экспертов, как обнуление пошлин отразится на стоимости нефти на внутреннем рынке. Что в таком случае будет сдерживать цены на топливо для россиян?
От снижения пошлин российская нефтепереработка теоретически может пострадать, а цена, скажем, моторного топлива — повыситься. Обсуждать график и параметры снижения пошлин минфин намерен в 2018-2019 годах, когда проанализирует последствия трехлетнего налогового маневра.
Пошлина на сырую нефть в этом году составляет 42 процента, но к 2018 году она, по прогнозам, будет снижена до тридцати, одновременно налог на добычу полезных ископаемых для нефти вырастет с текущих 775 до 918 рублей, пишут "Ведомости". Также до 30 процентов будут снижены пошлины на светлые нефтепродукты (для дизельного топлива сейчас 48 процентов, для бензина — 78), на темные, наоборот, вырастут (с 76 до 100 процентов).
Стоит вспомнить, что средняя глубина нефтепереработки в России остается ниже 75 процентов (на большинстве западных НПЗ — выше 90), а средняя доля мазута — до 30 процентов. Минфин, кстати, всегда считал это прямыми потерями бюджета.
По сути, проблема касается всей экономики: обнуление пошлин возможно, если мы готовы к европейским ценам и промышленность не будет уступать Европе в энергоэффективности. Если всегда сдерживать цены, энергоэффективность никогда и не вырастет, а если все резко опустить, экономике будет нанесен серьезный удар.
Как пишут "Ведомости", потенциал для снижения пошлин низок и снижение приведет к росту экспортного нетбэка (мировая цена за вычетом пошлины и расходов на транспортировку), вслед за ним начнут расти и внутренние цены. Нужно будет снижать или обнулять акцизы, чтобы сдержать рост цен. Есть мнения, что для дальнейшего снижения пошлин нужна более глубокая модернизация отрасли, но есть и противоположные мнения…
"Я считаю, что этот налоговый маневр недостаточно хорошо продуман, особенно с точки зрения последствий, к которым это может привести, — рассказал в интервью "Правде.Ру" президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль. — Снижение экспортной пошлины влечет за собой, для того чтобы компенсировать все эти потери, увеличение НДПИ, налога на добычу полезных ископаемых. Увеличение НДПИ сразу автоматом ведет к увеличению стоимости нефти внутри страны. Что такое внутренняя цена сегодня? Это мировая цена минус экспортная пошлина и минус транспортные расходы. Пошлина будет ноль, поэтому отнимать ничего не придется, и внутренняя цена будет примерно соответствовать тому, что есть на мировом рынке".
Эксперт подчеркнул, что и стоимость нефтепродуктов, получаемых из такой нефти, будет значительно выше. "Как компенсировать? Нам объясняли: за счет того, что могут быть понижены акцизы. Но предложения, которые сегодня есть, не предусматривают равноценное снижение акцизов, это значит, что цена на заправках будет расти. Это приведет к тому, что большая часть наших людей, которые пользуются сегодня автомобилями, будут стоять перед дилеммой — ездить на машине или ходить пешком. Если на работу можно и пешком, то это чревато тем, что многие виды бизнеса могут вообще потеряться из-за того, что это будет невыгодно. Поэтому однозначно убежден, что этот налоговый маневр вызовет недовольство многих россиян", - сказал также Геннадий Шмаль.
Корреспондент "Правды.Ру" поинтересовался, не уничтожит ли обнуление пошлин полностью нефтепереработку в России, поскольку очевидно выгоднее будет продавать сырую нефть.
"Кому-то продавать, может быть, и выгодно будет, но, во-первых, есть возможности, во-вторых, это все же регулируется, надо загружать наши заводы. Я считаю, что было бы правильно, если бы мы всю нефть, которую добываем, перерабатывали у себя в продукты нефтехимии. И продавали бы уже со значительным увеличением добавленной стоимости, тогда бы наш ВВП значительно повысился по сравнению с тем, что есть сегодня", — заключил Геннадий Шмаль.
"Если речь идет об экспортных пошлинах, то на внутренний рынок это никак не повлияет, потому что на внутренний рынок влияют немножко другие налоги, которые входят в стоимость нефтепродуктов, — считает аналитик компании "Альпари" Анна Кокорева, с которой связался корреспондент "Правды.Ру". — Соответственно, снижение пошлин будет стимулировать экспорт наоборот. То есть нефтеперерабатывающие компании будут стремиться увеличить переработку и, соответственно, больше сбыть. Поскольку мы говорим об экспорте, это будет стимулировать компании улучшать качество экспортируемой продукции. На текущий момент у нас нефтепереработка и материалы, которые получаются, достаточно среднего качества. Например, у нас бензин "Евро-5", высоких стандартов, делается по обязаловке. То есть ставится норматив — необходимо переходить, все и переходят…"
Но, в целом, у нас качество переработки достаточно низкое и емкость переработки невысокая, считает эксперт. Если будет экспорт на западные рынки, то там достаточно высокие требования предъявляются к нефтепродуктам. Соответственно, это будет стимулировать модернизировать производство, улучшать качество. Но внутреннего рынка это, увы, не коснется никак. Но вопрос в том, что при снижении экспортной пошлины на нефть повышаются другие налоги, добавила Анна Кокорева.
Таким образом, нет однозначного мнения о том, пользу или вред принесет нашей экономике снижение пошлин. Остается только подождать, чем это обернется на деле…
Читайте также:
Ждать дождя из нефтедолларов бесполезно
Спекулянтов накажут, но цены все равно вырастут
Насколько вырастут цены на бензин
Почему и куда падают цены на нефть
Автолюбители и нефтяники в одной налоговой петле
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.