Насколько эффективен курс правительства в условиях экономического спада? Что и как делает власть по возрождению Крыма, программе импортозамещения, финансовой поддержке регионов, стабильности на рынке труда и в социальной сфере? Своими мыслями в эфире Pravda.Ru поделилась член комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Елена Панина.
— Елена Владимировна, депутаты и члены правительства работают в тесной связке. Каково значение ежегодного отчета председателя правительства?
— Эта процедура предусмотрена нашей Конституцией — правительство отчитывается перед парламентом. Да, действительно, отдельные министры часто приходят, и работа по законодательным актам идет, конечно, в тесном контакте с правительством. Но отчет правительства — это отчет всего кабинета министров как согласованного, слаженного механизма.
— Отчетный период отличается тем, что первая половина прошлого года прошла в стабильной обстановке c экономическим подъемом, а вторая была в условиях санкций и кризиса. Как вы оцениваете эффективность антикризисной деятельности правительства? Правильные ли были решения?
— Я не согласна с такой точкой зрения, которая прозвучала и в отчете правительства, что до кризиса, до санкций у нас все было очень хорошо, а вся ситуация, которая сложилась сегодня, — это следствие только внешнеполитического, внешнеэкономического давления на Российскую Федерацию.
Конечно, санкции свою роль играют, безусловно. Однако если бы не были допущены ошибки, очень серьезные просчеты, в том числе в деятельности правительства, нам с этим справляться было бы намного легче. Надо отдать должное Дмитрию Анатольевичу, он сказал об этом. Хотя упор делал все-таки на санкции, но сказал, что имеются и просчеты в нашей деятельности.
В плюс правительству я бы поставила, что все-таки наконец оно повернулось лицом к реальному сектору экономики — к промышленности и сельскому хозяйству. В прошлом году был принят Закон о промышленной политике. Правда, мне как депутату Госдумы понадобилось 8 лет с момента, когда был внесен мой законопроект о национальной промышленной политике, до момента, когда он уже был принят в доработанном виде, уже как внесенный правительством.
Но отставания и потери за те годы, когда превалировала точка зрения "а зачем вообще нам своя промышленность", огромны. Я даже от членов правительства слышала мнение: мы имеем нефть и газ, на эти доходы мы купим за рубежом все, что захотим. Легкая промышленность вообще, по их мнению, нам не нужна, импортные товары лучше. Автомобилестроение — тем более, все на иномарках ездить будем.
Но все-таки этот поворот произошел. Конечно, под воздействием санкций, внешнеполитических аспектов пришло понимание, что мы — очень уязвимая страна, с уязвимой экономикой. Нельзя держаться только на цене нефти и продавать за рубеж свои природные ресурсы.
Если бы у нас была развита промышленность хотя бы наполовину больше, чем сейчас, конечно, ситуация была бы другой. Соединенные Штаты Америки несколько лет назад тоже спохватились, что допустили очень серьезную деиндустриализацию. Теперь даже американские флаги шьются в Китае, уж не говоря обо всем остальном. Они начали быстро исправлять ситуацию. Хотя у них не дошло до такой степени, как у нас, когда потеряны целые отрасли станкостроения, машиностроения, которые очень трудно восстановить.
Нам еще только предстоит очень серьезно над этим работать. Пока еще даже не все это до конца осознали. Отчет правительства подтвердил несогласованность действий отдельных министерств и ведомств, отсутствие четкого контроля за реализацией принимаемых решений. Решения вообще всегда должны исполняться, а в нашей ситуации просто недопустимо какое-то неисполнение.
В вопросах и выступлениях депутатов прозвучало, что выделенные средства очень часто не доходят до тех, кому они предназначены — до предприятий, организаций, промышленности, сельского хозяйства, других сфер экономической деятельности. Председатель правительства не всегда четко и достаточно информирован по целому ряду вопросов.
— Например?
— Например, он поставил в заслугу правительству, что на 4 года заморозили все налоги для бизнеса и так далее. Но региональные бюджеты оказались в такой ситуации, что там просто нет средств на выполнение социальных обязательств. Поэтому начали бурным цветом расти налоги региональные. Причем, и те по которым передали с федерального уровня полномочия устанавливать размер этих налогов.
К примеру, рост налога на имущество, который считается по кадастровой оценке по разным регионам по-разному, составил от 10 до 300 раз! Меньше 10 раз нет ни у кого.
— По Москве уже стали отыгрывать назад, потому что было большое недовольство, пошли жалобы.
— Да. По инициативе Московской конфедерации промышленников и предпринимателей, которая жестко этот вопрос поставила, прошло несколько совещаний. Сейчас готовятся поправки в соответствующее региональное законодательство. Но пока это все будет принято, а налоги-то платить надо уже сейчас! Начиная с апреля. К сожалению, это может вызвать серьезную череду всяких неприятностей, вплоть до банкротств.
В отчете и при обсуждении еще целый ряд острых проблемных моментов был указан. Большинство отраслей промышленности снизили свое производство в прошлом году, показатели за первый квартал — еще хуже. Идет просто падение практически по всем отраслям, по всем видам продукции. Не прозвучало анализа причин, не было сказано, что планирует правительство делать в этой ситуации.
Отчет — это хорошо, но нужны не просто цифры и констатация фактов, а анализ причин, выводы и планы. В отчете где-то процентов 40 должно быть отведено тому, что уже сделано, какие меры приняты. В принципе это и так уже все знают.
Главное — анализ причин и как мы будем выходить из этой ситуации. Существенный минус, что в этом отчете ничего этого нет. Может быть, не всегда правительство и знает, что в этой ситуации надо сделать. Стратегия нужна, четкая стратегия.
А сейчас происходит распыление не таких уж и больших наших резервов и финансовых ресурсов. На поддержку промышленности, на импортозамещение, на все про все выделено 20 миллиардов рублей. Это копеечная сумма по сравнению с потребностями. Все какими-то маленькими порциями, когда нужно четко выстроить приоритеты в этой ситуации и направлять туда организационные ресурсы, финансовые ресурсы и имущественные ресурсы.
Есть очень много форм имущественной поддержки. Например, землю можно отдавать под инновационные инвестиционные проекты без огромного количества согласований.
И вот саккумулировав все виды ресурсов на этих главных прорывных направлениях, надо добиваться, чтобы до целевого назначения дошли все выделенные ресурсы и чтобы был результат. Надо работать на результат. Сказал, к примеру, что для создания благоприятного бизнес-климата надо в 2 раза уменьшить число документов — надо, чтобы это реально так и было. Ну, на бумаге они, наверное, уменьшились. Административные регламенты ведь все сделаны.
— Но представители говорят, что никаких улучшений они не чувствуют…
— Не почувствовали. Потому что на бумаге все хорошо, разработаны административные регламенты, в которых написали, что вместо 5-7 бумаг надо сдавать 2-3 бумаги туда и туда, но просят под разными предлогами еще всякие формы, какие-то уточнения, еще что-то… Согласование затягивается.
И по-прежнему срок согласования инвестиционного объекта — от двух до четырех лет! Какое импортозамещение и какой выход из кризиса в этой ситуации мы сумеем получить!? Когда? В какие века? Вот пока эта бюрократическая машина так работает, результат будет плачевный. Надо расчищать все эти барьеры.
И надо реально намечать перспективы и планировать развитие. Никто не говорит о возврате к плановой советской экономике, но жить вообще без плана точно нельзя.
А самая главная наша беда — контроль за исполнением решений. Он есть только за какими-то отдельными решениями. Нельзя сказать, что не ведется совсем антикоррупционная борьба. Мы видим, то мэра взяли какого-то, то еще кого-то. На других уровнях тоже уголовные дела открыты. Но это все точечные вещи.
У нас отсутствует система контроля за реализацией принятых решений. Системы этой нет, это плачевно, без этого никакое самое лучшее решение выполнено не будет, следовательно — все впустую.
— Какая-то работа будет проведена в парламенте по результатам отчета правительства?
— Все-таки не могут депутаты отслеживать работу правительства. У нас таких полномочий нет.
Читайте также:
Рубль стабильный, а инфляция растет
Госрегулирование не должно быть теневым
"С таким правительством мы всегда будем ведомые"
Кризис превратит Калугу в русский Детройт?
Подготовил к публикации Юрий Кондратьев
Беседовала
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.